Главная страница » Что является проблемной ситуацией

Что является проблемной ситуацией

  • автор:

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

возникающее при выполнении практического или теоретического задания осознание того, что ранее усвоенных знаний недостаточно, и появление субъективной потребности в новых знаниях, реализуемой в целенаправленной активности познавательной. Одно из центральных понятий обучения проблемного. 1. Содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в коих разворачивается деятельность индивида или группы. 2. Психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания. Ситуация проблемная (=> проблема) характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенной в объективную и противоречивую по содержанию среду. Осознание некоего противоречия в процессе деятельности (например, невозможности выполнить задание на базе ранее усвоенных знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, кое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Объективация неизвестного в ситуации проблемной реализуется в форме вопроса, заданного самому себе и становящегося начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом. В ходе такого взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании о предмете, способе или условии действия, идет продуктивное развитие самого субъекта. Поскольку в "окружение" субъекта входят не только объекты, но и среда социальная, генетически Первичной является постановка вопроса, обращенного не к самому себе, а к другому человеку, опосредующему своей активностью развитие индивида. . смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

(от греч. problema — задача, задание и лат. situatio — положение) — 1) содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы; 2) психологическая модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности, форма связи субъекта с объектом познания. П. с. характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенную в объективную и противоречивую по своему содержанию среду. Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности (например, невозможности выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, к-рое позволило бы разрешить возникшее противоречие.Объективация неизвестного в П. с. осуществляется в форме вопроса, заданного самому себе и являющегося начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом. В ходе такого взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании относительно предмета, способа или условия действия и продуктивное развитие самого субъекта. Поскольку в «окружение» субъекта входят не только объекты, но и социальная среда, то генетически первична постановка вопроса, обращенного не к самому себе, а к другому человеку, опосредствующему своей активностью развитие индивида. П. с. является одним из центральных понятий проблемного обучения. смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

ситуация, в которой возникают задачи, связанные с интеллектуальной деятельностью. П. с. является начальным моментом мышления, которая вовлекает личность в активный мыслительный процесс. П. с.— это конфликт между тем, что дано субъекту, и тем, чего он должен достигнуть. Под проблемой обычно понимается особый вид интеллектуальных задач, имеющих следующие характеристики: 1) цель, т. е. ориентировочную основу для решения задач; 2) условия, в которых задается данная цель; 3) потребность в достижении цели; недостаточность стандартных средств решения, вытекающих непосредственно из условий. Проблемы нет там, где отсутствует недостаток информации и неудовлетворенность потребностей. То, что является проблемой для данного человека, для другого может и не быть ею. От осознания проблемы человек переходит к принятию решения. П. с. часто возникают в деятельности операторов игровых систем управления, операторов-руководителей, операторов-исследователей. смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

(от греч. problema — задача, задание и лат. situatio — положение) — 1) соотношение обстоятельств и условий, в к-рых разворачивается деятельность человека или группы, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения; 2) психол. модель условий порождения мышления на основе ситуативно возникающей познавательной потребности. Осознание какого-либо противоречия в процессе деятельности (напр., невозможности выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний) приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, к-рое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Начальным звеном разрешения возникшего противоречия является заданный человеком самому себе вопрос о причинах возникшей трудности. Поиск ответа на вопрос приводит к разрешению противоречия и продуктивному развитию того, кто осуществил поиск. В силу этого проблемное обучение, построенное на П. с, относится к развивающему. смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

в гносеологическом смысле (т.е. с точки зрения познавательного процесса) проблемная ситуация – это «знание о незнании, несоответствие или противоречие между знанием о потребностях людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий» [Логика научного исследования / Отв. ред. П. В. Копнин, М.В. Попович. М.: Наука, 1965. – С. 25] Предметная сторона проблемы социологического исследования – это явления и процессы, вызывающие беспокойство, например, ситуация непонятна, не поддается убедительному объяснению, имеет место социальная дезорганизация, конфликт интересов социальных групп, общностей, институтов [34. – С. 71]. – возникающее в процессе развития противоречие между потребностями индивида (группы) и незнанием путей для реализации этих потребностей [26. – С. 45]. . смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

ситуация деятельности человека или группы людей, содержащая противоречивые условия и имеющая множество различных способов ее преобразования. Осознание человеком невозможности разрешить какое-то противоречие вызывает у него потребность обладать новыми знаниями, которые помогут ему разрешить эту проблемную ситуацию. Если в проблемной ситуации намечается цель, для достижения которой нужно преобразовать некоторые условия, то проблема упрощается и переходит в ранг задачи [73]. . смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

– ситуация, которая вынуждает учащегося самостоятельно искать решения. Учитель при помощи определенной системы приемов достигает того, чтобы ученик – действительно почувствовал определенную теоретическую и практическую трудность; – сформулировал основную проблему или уяснил сформулированную учителем; – захотел решить эту проблему и -смог это сделать. смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Словообразование. Происходит от греч. problema — задача. Категория. Осознание проблемы. Специфика. Возникает при выполнении практического или теоретического задания, в котором выясняется, что ранее усвоенных знаний недостаточно, и возникает субъективная потребность в новых знаниях, реализующаяся в целенаправленной познавательной активности. . смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

особый вид мыслительного взаимодействия субъекта и объекта; характеризуется та­ким психическим состоянием, возникающим у субъекта (учащегося) при выполнении им задания, которое тре­бует найти (открыть или усвоить) новые, ранее неизвест­ные субъекту знания или способы действия (А.М. Матюшкин). смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Проблемная ситуация — осознание, возникающее при выполнении практического или теоретического задания, того, что ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно, и возникновение субъективной потребности — в новых знаниях, реализующейся в целенаправленной познавательной активности. смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

состояние умственного затруднения, вызванного в определенной учебной ситуации объективной недостаточностью ранее усвоенных учащимися знаний и способов умственной и практической деятельности для решения возникшей познавательной задачи. смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

такой способ изложения учебного материала, при котором субъект обучения вынуждается к самостоятельному дополнению изученного или необходимости сделать из него вывод, используя уже имеющиеся у него знания, умения, навыки. смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

Ситуация, заданная тестом, представляющая совокупность речевых и неречевых условий, стимулирующих испытуемого на совершение действия (речевого) или деятельности (коммуникативной). См. также ситуация тестового задания. смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

(от фр. situation обстановка, положение) – противоречие между осознанием научной или практической потребности и незнанием способов её удовлетворения. См. Программа прикладного социологического исследования. смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у обучаемого в результате осознания недостаточности и противоречивости приобретаемых знаний для решения новых учебных или профессиональных задач. смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

это особое состояние субъекта, которое знаменует познавательную активность в поиске новых знаний или принципов действий, а также построения новых его способов. . смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы. смотреть

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

интеллектуальное затруднение, возникающее у человека, когда он не может достичь цели известными ему средствами и способами.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ

противоречивое соотношение обстоятельств, не имеющее однозначного решения.

Ситуация проблемная

(от греч. probl?ma – задача, задание и лат. situatio – положение) – содержащее противоречие и воспринимаемое основными участниками (или участником) как не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается общение, поведение или деятельность индивида, группы. С. п. характеризует взаимодействие субъекта и его окружения, а также психическое состояние познающей личности, включенной в объективную и противоречивую по своему содержанию среду. Осознание кем-л. противоречия в процессе деятельности или общения приводит к появлению потребности в новых знаниях, в том неизвестном, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Объективация трудности как неизвестного варианта решения проблемы в С. п. осуществляется в форме вопроса, заданного себе и являющегося начальным звеном мыслительного взаимодействия субъекта с объектом С. п. В ходе взаимодействия происходит поиск ответа на вопрос о новом знании относительно предмета, способа или условия действия и продуктивное развитие самого субъекта. Поскольку в окружение субъекта входят не только объекты, но и социальная среда, то генетически первична постановка вопроса, обращенного не к самому себе, а к др. человеку.

  • Telegram
  • Whatsapp
  • Вконтакте
  • Одноклассники
  • Email

Научные статьи на тему «Ситуация проблемная»

Внимание в проблемной ситуации

Но эти понятия – проблема и проблемная ситуация – надо различать.
Говоря о проблемной ситуации, С.Л.
Содержащееся в проблемной ситуации противоречие, является вторым значимым компонентом проблемной ситуации.
Вывод Таким образом, в проблемной ситуации С.Л.
в проблемной ситуации.

Понятие проблемной ситуации

Представлен анализ полноты определения понятия «проблемная ситуация». Предложено дополнение к этому понятию, существенно раскрывающее его содержание использованием различных категорий усвоенных и новых знаний. Основное внимание уделено процессам прогнозирования возможности возникновения проблемных ситуаций в исследуемых субъектах любого уровня управленческой иерархии.

Типы проблемных ситуаций в обучении

Основным понятием проблемного обучения является проблемная ситуация.
Постановка проблемных ситуаций является основной образовательной методикой.
Проблемная ситуация и ее структура Формирование проблемных ситуаций в ходе учебного процесса предполагает.
Типология проблемных ситуаций в учебном процессе Все ситуации, которые могут быть поставлены в качестве.
Это знание важно для оптимального и верного решения проблемной ситуации.

Проблемные ситуации в менеджменте

В менеджменте существует класс управленческих задач, которые отличаются высоким уровнем начальной неопределенности, сложностью, уникальностью и наличием нескольких заинтересованных сторон. Кроме того, управленческие ситуации характеризуются наличием социальных отношений, возникающих между членами организации, что делает процесс разрешения исключительно сложным, требующим корректного понимания сути реально существующих проблем организации и коллективной работы в силу их сложности. Актуальность данной статьи обусловлена важностью начального (предпостановочного) этапа решения управленческой ситуации, который редко является предметом исследования. В статье проводится разграничение понятий «проблема» и «проблемная ситуация» в менеджменте на основе концепций «трудноразрешимых» проблем Х. Риттеля и М. Веббера, хорошо структурированных и слабоструктурированных проблем Г. Саймона и других исследователей. Выделяются в общем виде два основных направления поиска решения проблемной ситуации на н.

Еще термины по предмету «Конфликтология»

Компания «Международная тревога»

независимая международная неправительственная организация. Основная цель «М. т.» состоит в том, чтобы способствовать разрешению внутренних конфликтов, примирению враждующих сторон с помощью диалога, а также содействовать соблюдению и расширению международных стандартов в области гуманизма и прав человека. Занимается теми конфликтами, в которых затрагиваются права групп людей, а не отдельных личностей; пытается помочь установить действенный диалог между конфликтующими сторонами в тех случаях, когда в рамках какого-л. государства возникают конфликты, сопровождающиеся насилием; ставит своей задачей предотвращение подобных конфликтов посредством международных инициатив и поддержки мер по налаживанию диалога.

Агрессия внутривидовая

вид агрессивного поведения животных, заключающийся в борьбе с представителем (представителями) своего вида. А. в. – источник наиболее интересного и важного вида зоосоциальных конфликтов – внутривидовых конфликтов. Основные причины А. в. связаны с борьбой за территорию, др. виды жизненных ресурсов (пищу, воду и т. п.), продолжение рода, иерархическое место в группе животных. А. в. чаще носит ритуализированный характер и серьезного вреда животным не наносит. Однако некоторые зооконфликты могут привести к гибели животного. А. в. отличается по содержанию и форме от агрессии межвидовой, которая связана с борьбой между животными, принадлежащими к разным видам (напр., львами и гиенами).

Социобиология

междисциплинарное научное направление, изучающее биологические основы социального поведения и социальной организации у животных и человека на базе теоретических представлений и методов популяционной биологии (экологии и генетики популяций) и синтетической теории эволюции (современного дарвинизма). Основатель С. – американский биолог Э. Уилсон. С. изучает биологические функции поведения и социальной организации с т. зр. генетической приспособленности. Эволюция жизни на Земле носит биосоциальный характер. Существует гипотеза о прогрессивном развитии форм социального взаимодействия в едином ряду от «амебы до человека». Выдвинута и альтернативная гипотеза об отсутствии прогресса в социальном взаимодействии, о наличии четырех базисных типов внутривидовых взаимоотношений, которые не изменяются по сути в процессе всей эволюции животных. Предложены четыре инвариантных типа отношений, в которые вступают любые организмы, находящиеся в сообществе: по поводу жизненных ресурсов – территорий, пищи и т. п.; по поводу воспроизводства потомства; направленные на поддержание порядка в сообществе как выражение потребности сохранения статуса каждого индивида; «дружеские», направленные на сохранение социального единства сообщества животных (Ю. М. Плюснин, 1993). Ряд социобиологических идей и теорий м. б. полезными для конфликтологии. К ним относятся следующие. 1. Доказано, что не один, а несколько раз в процессе эволюции животные, ведущие одиночный образ жизни, переходили к совместной форме существования. Она имеет ряд преимуществ перед одиночным образом жизни: возможностью обмена жизненным опытом и актуальной информацией, специализацией и разделением функций между членами социума, эффективностью взаимной защиты (Д. Кэмпбелл). 2. Сформулировано положение о социогенезе, т. е. развитии форм социального взаимодействия животных по мере развития жизни на Земле. Социогенез и филогенез (процесс возникновения и развития какого-л. вида организмов или их группы) – две ветви эволюции, оказывающие взаимное влияние. 3. Выдвинута смелая гипотеза об отсутствии прогрессивной эволюции социальной жизни от простых организмов до человека. Экспериментально доказано, что эволюционные процессы в органическом мире на молекулярном, генном, хромосомном и анатомическом уровнях имеют разную скорость. Поэтому, возможно, вообще нельзя говорить ни о какой социальной эволюции, можно говорить лишь о социальной истории. Др. словами, филогенез слабо связан с социогенезом. Высказано аргументированное предположение, что базисные типы внутривидовых взаимоотношений у животных не могут эволюционировать – усложняться или упрощаться. Они таковы, каковы по своей природе. Эволюционным изменениям могут подвергаться те конкретные формы, в которых реально воплощены инвариантные типы отношений.

Проблемная ситуация. Основные условия создания проблемной ситуации

Понятия «задача» и «проблемная ситуация», являющиеся принципиальными в проблемном обучении, обозначают различные психологические реальности.

Ситуация задачи не требует для своей характеристики обязательного включения в эту ситуацию субъекта действия. Не случайно поэтому в качестве первого этапа любого процесса решения задачи выделяется этап ее усвоения. При этом учащийся, перед которым ставится задача, не всегда ее принимает.

Проблемная ситуация характеризует определенное психическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действия [1] .

Основное условие возникновения проблемной ситуации — потребность человека в раскрываемом новом отношении, свойстве или способе действия. Потребность может определяться непосредственными практическими обстоятельствами выполнения действия и широкими общественными потребностями.

Главный элемент проблемной ситуации — неизвестное, новое, то, что должно быть открыто для правильного выполнения поставленного задания, нужного действия. Чтобы создать проблемную ситуацию в обучении, нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного.

Неизвестное характеризуется какой-либо степенью обобщения. Таким образом, при характеристике проблемной ситуации показателем ее трудности для учащегося будет та степень обобщения, которой должен достигнуть учащийся в процессе поиска неизвестного в проблемной ситуации.

Важным элементом проблемных ситуаций являются возможности учащихся: интеллектуальные способности и достигнутый уровень знаний.

Чем большими возможностями обладает учащийся, тем более общие отношения могут быть представлены ему в неизвестном усваиваемом знании.

Проблемная ситуация включает два этапа:

  • • постановка задания, вызывающего проблемную ситуацию;
  • • поиск неизвестного в проблемной ситуации.

Проблемная ситуация, в отличие от задачи, включает в себя три главных компонента:

  • • необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом неизвестном отношении, способе или условии действия;
  • • неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации;

• возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытии неизвестного.

Противоречивая роль проблемной ситуации в обучении состоит в том, что в случае обеспечения внутренних (стимулирующая функция) и внешних (регулирующая функция) условий и средств для разрешения проблемной ситуации она выступает как положительный фактор, но превращается в отрицательный в случае отсутствия таких средств (сдерживающая и дезорганизующая функции) [2] .

Для создания проблемной ситуации перед учащимися ставится такое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом соблюдаются условия:

  • • задания основываются на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся;
  • • неизвестное, которое нужно открыть, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия;
  • • выполнение задания должно вызвать у учащихся потребность в усваиваемом знании.

Первый признак проблемной ситуации в обучении состоит в том, что она создает трудность, преодолеть которую ученик может лишь в результате собственной мыслительной активности. Проблемная ситуация должна быть значима для ученика. Ее возникновение должно быть, по возможности, связано с интересами и предшествующим опытом учащихся. Общая проблемная ситуация должна распадаться на ряд подпроблем, связанных и вытекающих одна из другой.

Введение в учебный процесс элементов проблемности повышает активность учащихся, способствует развитию у них познавательных интересов. Тем не менее, полностью построить обучение на основах проблемности невозможно. В большинстве классов собраны учащиеся с разным уровнем подготовки и разными способностями. И если для кого-то проблемное задание вызовет затруднение, то оно вносит дезорганизацию в учебную работу.

Процесс усвоения начинается не с предъявления ученику известного образца, а с создания учителем таких условий учебной деятельности, которые вызывают потребность в усваиваемых знаниях, а само знание выступает как неизвестное, подлежащее усвоению. При этом возникает потребность в знаниях, что и приводит к усвоению материала.

Главный механизм решения проблемной ситуации — образование новой связи неизвестного с известным. Здесь проявляются механизмы как логических преобразований, так и интуитивного мышления человека.

Проблемное обучение на высших этапах переходит в научное исследование, которое можно рассматривать как одну из высших форм самообучения [3] .

Преимущество проблемного обучения состоит в том, что оно позволяет создавать возможности для творческого усвоения учебного материала и развития творческих способностей учащихся.

Консультация «Проблемные ситуации, их сущность»

Подготовила воспитатель 2 младшей группы: Беликова Г. Н.

Джон Дьюи считал, что: «Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов».

Буквально еще десятилетие назад основной задачей педагога дошкольного образовательного учреждения являлась непосредственная передача готовых знаний от педагога к воспитанникам. Современное общество ставит кардинально иную цель, которая отмечена в ФГОС ДОО, а именно, теперь важно не столько ознакомить малышей с конкретным объемом образовательной информации, сколько развивать умения детей самостоятельно «добывать», сортировать знания, учиться принимать решения, искать пути решения задач, проявлять инициативу, обобщать информацию, делать выводы. К тому же любознательность – естественная потребность дошкольников. Буквально с рождения малыш познает окружающий его мир зрительно-тактильным методом, исследуя доступные ему предметы. Взрослея, диапазон таких доступных предметов и форм их исследования становится шире. Но суть остается прежней – ребенок путем проб и ошибок приходит к выводу о том, какую форму, цвет, фактуру и т. д. имеет исследуемый им объект. Взрослым важно подкрепить природное желание малыша самостоятельно познавать мир, не пресекая попытки малыша, а педагогически обоснованно направляя деятельность дошкольника.

В нашей стране зарождение проблемного обучения началось лишь в 60-е годы ХХ века, что связано с социальными и историческими изменениями в

обществе. Педагоги-новаторы выдвинули идеи о ведущей роли воспитанника в процессе обучения, важности самостоятельной работы. Кардинально поменялась и роль воспитателя: от человека, который предоставляет готовые

знания к старшему советчику, который поможет, направит деятельность малышей.

Советские педагоги, основоположники проблемного обучения в нашей стране: Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин. Наш современник, Николай Евгеньевич Веракса — научный руководитель дошкольной образовательной программы «От рождения до школы», также является приверженцем, разработчиком технологий проблемного обучения для дошкольников.

В. Т Кудрявцев определяет проблемное обучение как тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности. В процессе решения таких задач детьми в их совместной деятельности с воспитателем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это – развитие творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.

Как говорил Николай Евгеньевич: «Проблемное обучение в детском саду — это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную, самостоятельную деятельность детей по их разрешению».

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.

Что такое «проблемное обучение»?

Проблемное обучение — это решение детьми познавательных задач, когда роль воспитателя – направить детей на поисковую самостоятельную деятельность.

Сущность проблемного обучения состоит в том, что педагог создает познавательную ситуацию или задачу и предоставляет воспитанникам возможность самостоятельно найти пути ее решения, применяя при этом имеющийся объем знаний и умений. Благодаря такой деятельности дети учатся активизировать свои знания, мыслить критично, самостоятельно организовывать процесс познания.

Таким образом, можно выделить основные цели проблемного обучения:

• осмысленное усвоение дошкольниками системы знаний и умений;

• развитие самостоятельной познавательной активности;

• формирование способности к самостоятельному исследованию.

Так что же такое «проблема»? (ответы педагогов)

Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности.

А как вы считаете, что такое «проблемная ситуация»?

Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает знаний, и он должен сам их искать. Основным звеном проблемной ситуации является противоречие. Педагогу важно не упустить момент, помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил на занятии один или несколько детей, и включить их в активную поисковую деятельность. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут — не хватает знаний, жизненного опыта.

Характерные признаки проблемности на занятии:

• Возникает состояние интеллектуального затруднения;

• Возникает противоречивая ситуация;

• Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.

Существуют пять уровней проблемности в обучении:

1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.

2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение.

3. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).

4. Ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.

5. Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.

Как создать проблемную ситуацию?

Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств:

— подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

— изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

— побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

— постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

— постановка проблемных задач.

Для того чтобы проблемное обучение принесло образовательную и воспитательную пользу, рекомендуется придерживаться следующих правил создания проблемной ситуации:

1. «Правило золотой середины» касается уровня сложности поставленной задачи. Так, слишком простая и легко решаемая проблема не активизирует критическое мышление, познавательную и исследовательскую активность дошкольников. В то же время непосильное задание снизит интерес детей к поиску его решения и мотивацию к самостоятельной деятельности, а иногда может привести и к личностно-психологическим проблемам у воспитанников: неуверенности в собственных силах, замкнутости, неумении отстоять собственную точку зрения и т. д.

2. Решение проблемной ситуации должно сопровождаться конкретным наглядным результатом, а именно, дети должны освоить какой-либо программный материал.

3. Активизация эмоциональной сферы дошкольника. Интерес, удивление, волнение, радость успеха значительно повышают педагогический эффект «проблемного обучения».

Таким образом, проблемное обучение является актуальной областью педагогических дискуссий и открытий. На сегодняшний день такая форма работы еще недостаточно научно сформулирована. Важно помнить, что познавательная активность и любознательность малышей заложена природой и задача воспитателя развивать эти прирожденные способности детей, активизировать задатки, творческий потенциал воспитанников, поощрять самостоятельность и инициативность, что требует от нас ФГОС ДОО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *