Главная страница » Как отремонтировать грунтовую дорогу

Как отремонтировать грунтовую дорогу

  • автор:

Как отремонтировать грунтовую дорогу

В процессе эксплуатации под воздействием колес транспортных средств, температурных колебаний, выпадающих осадков и других факторов автомобильные дороги изнашиваются и повреждаются. Поэтому за дорогой необходимо систематически ухаживать и своевременно исправлять мелкие повреждения, которые могут привести к большим разрушениям.

Дороги периодически ремонтируют. В зависимости от характера и объема работ ремонты подразделяются на капитальные и текущие.

При капитальном ремонте дорогу или ее отдельные участки перестраивают заново. В этих случаях обычно устраивают новое покрытие.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

При текущем ремонте перестраивают или обновляют только отдельные элементы дороги, например поверхность покрытия.

При капитальном и текущем ремонтах автогрейдерами выполняют операции киркования старого слоя покрытия, разравнивание добавок, профилирование, перемешивание и другие виды работ.

Киркование старого слоя покрытия необходимо для обеспечения дальнейших восстановительных работ дорожного полотна с помощью отвала автогрейдера. Киркование ведут на основной рабочей передаче трансмиссии автогрейдера с постоянным заглублением зубьев кирковщика. Если в начале киркования зубья не внедряются в слой, необходимо уменьшить количество кирок до трех или одной.

Для предотвращения резких нагрузок на двигатель и трансмиссию, а также поломки самого кирковщика нельзя вести киркование с разгона. Кроме того, во избежание изгиба зубьев кирковщика кирковать слой необходимо только в прямом направлении.

Наибольшая глубина киркования тяжелого автогрейдера составляет 250 мм при угле рыхления 40°. Во время рыхления отвал находится в поднятом положении.

Восстановление дорожного полотна — один из основных видов ремонта грунтовых дорог.

Рис. 81. Восстановление первоначального профиля дороги (1—5 — проходы автогрейдера)

При незначительных разрушениях поверхности, образовании колеи и выбоин дороги восстанавливают следующим образом: срезают неровности, а затем подсыпают и разравнивают гравийные материалы.

При другом способе восстановления дороги грунт срезают по обочинам полотна (рис. 81). Двумя-тремя круговыми проходами автогрейдера вдоль полотна этот грунт перемещают к оси дороги. Отвал устанавливают под углом захвата 40—45° и углом наклона до 11°. Окончательными проходами грунт разравнивают по проезжей части. Одновременно с этим грунтом заполняются все неровности колеи и выбоины на поверхности, срезаются отвалом бугры и профилируется полотно с обеспечением требуемого уклона в обе стороны. Если срезанного на обочине грунта недостаточно для восстановления профиля дороги, расширяют резерв или завозят дополнительный материал.

К ремонтным относятся и работы по уширению проезжей части дорог. Уширяют дороги чаще всего в связи с увеличением интенсивности движения автомобильного транспорта и переводом дороги в более высокие категории.

Ширину дороги увеличивают главным образом за счет обочин с одной или обеих сторон проезжей части. Величина уширения от 0,5 до 1,75 м с каждой стороны.

Работу начинают с рыхления слоя покрытия кирковщиком (рис. 82, а). При кирковании автогрейдер делает несколько проходов по одному месту, затем кирковщик приподнимают и вводят в работу отвал.

Первое зарезание (рис. 82, б, в) при вынесенном вправо отвале выполняют левым концом со стороны внутреннего борта корыта. Такое зарезание продолжается на обеих обочинах дву-мя-тремя круговыми проходами до достижения проектной глубины корыта, затем меняется положение отвала на противоположное и выполняется зарезание грунта правым концом ножа с внешней кромки корыта уширения до достижения заданной глубины. Угол захвата отвала при зарезании устанавливается 35—40°.

Рис. 82. Уширение проезжей части дороги:
а — рыхление обочины, б, в — зарезание обочины, г — очистка полосы уширения

В заключение зачищают и планируют дно полосы уширения корыта (рис. 82, г). Для этой цели к отвалу крепят накладку, выступающую ниже ножей и имеющую ширину, равную полосе уширения корыта. Отвал при зачистке дна корыта устанавливают под углом захвата до 90°, а угол наклона— соответствующий заданному поперечному наклону дна корыта.

Вырезанный при уширении корыта грунт убирают с проезжей части и обочин или используют для подсыпки при выравнивании земляного полотна.

В зависимости от времени года автогрейдеры применяют на различных работах по текущему ремонту и содержанию дорог. Весной с помощью автогрейдеров удаляют талый снег и лед с проезжей части, очищают дорогу от грязи, чистят водоотводные канавы с углублением отдельных мест, планируют обочины. Летом автогрейдеры используются для планировки поверхности грунтовых дорог после дождя, планировки откосов мелких выемок. Осенью прочищают канавы, профилируют дороги перед заморозками. Зимой автогрейдеры используют для расчистки дорог от снежных заносов.

Систематическое и своевременное выполнение работ по содержанию дорог обеспечивает круглогодичную их эксплуатацию и предупреждает от преждевременного износа и разрушения.

Ремонт грунтовой дороги

Грунтовое покрытие

Проезжие части данного типа делают обычно из природных материалов натурального происхождения. Используют почву и глинау, а также камни с песком. Крайне важно помнить, что при таком материале покрытие уже не будет иметь необходимой твёрдости и сохранит некоторую пластичность. Именно поэтому грунтовые дороги относят только к пятой категории.

Лучшие периоды для эксплуатации – летнее сухое время года, а также подойдут морозные дни. Если начинается весенняя распутица, сырость, идут дожди, подобные покрытия становятся почти непригодными для использования. К сожалению, весной и осенью автомобили в определённые дни вообще физически не могут проехать по настолько неустойчивым из-за влажности дорожным полотнам.

Виды грунтовых дорог:

  • есть лесные, полевые проезжие части: выглядит на атласе как прерывистая черта;
  • хороший вариант — улучшенная дорога: она представлена в виде двух параллельных жёлтых черточек на картах;
  • просёлочная дорога обозначается на всех атласах сплошными полосками.

Рассмотрим типы дорожных полотен из грунта немного подробнее.

Грунтовые дороги улучшенного типа

Подробнее поговорим об улучшенных дорогах. Как раз такие обегчённые проезжие части подойдут оптимально для посёлков, районных центров. В первую очередь дорогу чистят, затем покрывают специальным составом, в котором, кроме гравия, имеется ещё и вяжущее вещество, обеспечивающее сцепление и стабильность всего покрытия. Укладывать дорожное полотно таким образом очень удобно и выгодно, поскольку работы проводятся достаточно быстро, с минимальными трудовыми затратами. На материалы тоже уходит скромный бюджет. При этом грунтовые дороги остаются довольно устойчивыми, а отремонтировать их очень удобно. Ямочный ремонт вообще производится практически моментально, с небольшими вложениями.

Сегодня мы расскажем много интересного о грунтовых дорогах, особенностях покрытия, нюансах ремонта и укладки такого полотна, а также интересного метода для максимальной эффективности строительства такой дороги. В первую очередь стоит отметить, что ямочный ремонт грунтовой дороги требует меньших затрат, временных и финансовых, чем и исправления дефектов на асфальтовом полотне. Можно значительно сэкономить, если есть возможность проложить грунтовую дорогу. Технология подразумевает закладывание грунтовой смеси. Это можно делать без дополнительного нагревания, а смесь сама по себе достаточно экономична.

Проблема дорог и её эффективное решение

Для нашей страны характерна именно проблема дорог. Всё дело в том, что здесь сказывается одновременно несколько отрицательных факторов, из-за чего и возникают сложности с дорожным покрытием. Рассмотрим ключевые моменты.

  • Сложные климатические условия. Безусловно, в странах с устойчивым климатом, тёплыми зимами, отсутствием чрезмерной сырости поддерживать дороги в хорошем состоянии значительно проще. И денег на это уходит во много раз меньше. У нас в стране крайне сложные климатические условия. На протяжении года дороги страдают от резких температурных скачков, перепадов уровня влажности. В течении буквально нескольких часов дорога может страдать от замораживания, а потом и от размывания, когда температура на солнце поднимается, начинают бежать ручьи. Конечно, в таких экстремальных условиях эксплуатации любое дорожное покрытие начинает постепенно разрушаться.
  • Трудности рельефа местности. Ландшафтные особенности тоже играют существенную роль. Для нашей страны характерны сложные рельефы местности. Дороги часто оказываются на насыпях, а там полотно уже начинает «гулять» само по себе, как бы хорошо его не уложили. Просто под воздействием тяжести дорога понемногу поддаётся. Разумеется, дорожные покрытия можно дополнительно укреплять, однако со временем они в любом случае начинают разрушаться. А каждый этап ремонтных работ требует существенных финансовых вливаний.
  • Геодезические особенности. Это ещё один большой минус. У нас соседствуют почвы с совершенно разным составом, неожиданно встречаются неустойчивые пласты, а также участки с рыхлым грунтом. Безусловно, перед строительством дорожного полотна положено проводить геодезические исследования, инженерно-геологическую проверку, однако дороги имеют огромную протяжённость, поэтому тщательно проанализировать на всей территории грунт, выявить, не залегают ли там подземные воды, просто невозможно практически. В результате некоторые участки дороги начинают просто проваливаться, проседать, полотно сдвигается, если оно оказалось на проблемной почве или под ним залегают грунтовые воды.
  • Овраги, обрывы. Это также относится к сложностям рельефа местности. Здесь основная проблема заключается в том, что дороги размывает, они осыпаются. Можно поддерживать полотно в хорошем состоянии и в таких сложных условиях, но затраты будут достаточно большими. При этом у нас в стране очень много территорий, где такие проблемные участки обойти просто невозможно. И специалисты вынуждены прокладывать там дороги, которые заранее известны как находящиеся в зоне риска. Тут ямочный ремонт нужен постоянно.
  • Большие территории. Впечатляющая протяжённость дорог – это колоссальная проблема сама по себе. У нас в стране огромные территории, пространства, которые приходится преодолевать на транспорте. Объекты сильно удалены друг от друга. Поэтому такие протяжённые дороги требуют значительных вложений, чтобы поддерживать их в нормальном состоянии. Только на поверхностный ямочный ремонт таких дорожных полотен могут уходить ежегодно просто гигантские суммы денег.
  • Большая перегруженность дорог. Сейчас большинство людей предпочитают передвигаться на машинах, а не пешком. Естественно, из-за большой транспортной перегруженности дороги тоже страдают. На полотно оказывается сильное давление, механические повреждения постоянно оказывают значительное влияние на его качество. Из-за этого приходится бесконечное число раз делать ямочный ремонт.
  • Транспортные проблемы. Во многом перегруженность дорог также связана с транспортными проблемами. Во многих городах можно столкнуться с такой ситуацией: едет большое количество транспорта, при этом автобусы, троллейбусы перемещаются полупустыми. Они занимают место, оказывают давление на дорогу и изнашивают полотно, а пассажиров в них мало. Люди, которые могли бы занимать места в транспорте, едут на личных автомобилях.
  • Проезд большегрузного транспорта в черте города. Как известно, для проезда дальнобойных фур, большегрузного транспорта обычные городские дороги не подходят. Стандартное полотно будет очень быстро изнашиваться под давлением такого транспорта. Однако для нашей страны характерно, что промышленные зоны, заводы, предприятия и оптовые склады находятся непосредственно в черте города. И весь большегрузный транспорт оказывается прямо на городских дорогах. И тут проблема не только в создании пробок, а именно в изнашивании дорожного полотна.

Все эти многочисленные негативные факторы приводят к тому, что даже качественные дороги с плотным современным покрытием довольно быстро сдаются под таким напором, начинают стремительно изнашиваться, терять свои первоначальные технические характеристики. Ремонт будет требоваться постоянно. Даже для поддержания состояния дорог на среднем техническом уровне, чтобы по ним хотя бы можно было проехать, требуются действительно огромные финансовые вложения.

Конечно, результатом здесь становится следующая картина: дороги так и остаются в разбитом состоянии, поглощая деньги без остановки. Водители тоже со своей стороны терпят убытки, поскольку машины быстро изнашиваются из-за путешествий по такому дорожному полотну, которому постоянно требуется ремонт.

Какой тип дорог предпочтительнее?

Мы сегодня рассматриваем грунтовые дороги. У них есть некоторые преимущества, особенно важна удобная технология укладки, однако наблюдаются и недостатки. Например, на грунтовой дороге практически нормальное явление – разбросанный щебень. Остановимся на основных характеристиках, чтобы было понятно, насколько часто понадобится делать ремонт. Вот какие проблемы могут быть, если дорога грунтовая.

  • Часто требуется ремонт, потому что поверхность дороги часто меняет геометрическую форму, становится неровной. Технология укладки связана с обеспечением стабильности поверхности, но добиться этого сложно.
  • Полотно достаточно неустойчивое, поэтому автомобиль довольно трудно «держать».
  • Машины быстрее изнашиваются на грунтовых дорогах. Кроме того, из-за попадания камней, песка стёкла сильно царапаются, появляются трещины.
  • Ремонт грунтовой дороги, особенно ямочный, обычно делают поверхностно. Ямы просто засыпают, даже не уплотняя материал.
  • Грунтовая дорога часто удивляет неожиданными ямами, подъёмами и спусками.
  • Из-за недостатков грунтового дорожного полотна могут провоцироваться аварийные ситуации.

Однако есть и существенные преимущества. Обратите внимание: грунтовая дорога – очень экономична в процессе укладки полотна, ремонта. Дефекты можно достаточно быстро исправить, при этом непосредственно строительство не требует значительных финансовых вложений.

Ремонт грунтовой дороги: различные эффективные способы

Сейчас мы рассмотрим несколько способов, какими можно осуществлять ремонт грунтовых покрытий.

Геотекстиль

Можно использовать геотекстиль. Он представляет собой специальное полотно синтетического типа. Обычно оно востребовано в сфере дорожного строительства, когда необходимо разделять насыпные слои. Материал отличается тем, что хорошо пропускает влагу, но при этом имеет повышенную прочность. Когда грунтовое покрытие укладывается на устойчивый грунт, такой материал не понадобится. Зато при строительстве дороги на утрамбованном грунте текстиль просто незаменим. Когда материал укладывают на слой грунта, затем на него насыпают слоями гравий, песок. Хорошее решение – применять в роли заменителя гравия асфальтную крошку, шлак или щебень. Когда проложен геотекстиль, это предотвращает смешивание разных насыпных слоёв. Таким образом обеспечивается стабильность дорожного полотна, чтобы оно могло прослужить не один год. Очень важно: благодаря текстилю, грунтовая дорога становится настолько качественной, что по ней можно хорошо проехать даже в дождь.

Некоторые мастера считают, что лучше вообще не применять песок при строительстве таких дорог с текстилем. Однако мы полагаем, что с песком всё-таки лучше.

Важно правильно подобрать геотекстиль, поскольку у материалов от разных производителей характеристики отличаются. Так, текстиль обладает разной плотностью, износостойкостью. Это в конечном итоге определяет усадку почвы.

Геосетка

Используется в процессе строительства грунтовых дорог, при их ремонте и геосетка. Она представляет собой плотный армирующий материал с ячейками. Поскольку основу сетки составляют отличные композитные материалы, материал способен выдерживать серьёзные нагрузки, как поперечные, так и продольные. При этом грамотно распределяются внешние горизонтальные усилия. В результате грунт не будет расползаться, а дорога сохранит стабильность геометрической формы длительное время. Даже при достаточно высоких нагрузках, большой транспортной проходимости дорога долго будет сохранять первоначальные технические характеристики, свою правильную геометрию.

Оптимальный вариант – применять геосетку вместе с текстилем. В таком случае можно обезопасить грунтовую дорогу от расползания, любых деформаций надолго, даже при серьёзных нагрузках. Строители всё чаще предпочитают применять именно комплект текстиля с сеткой, а песок вообще исключать из состава грунтовой дороги.

Если требуется радикальный ремонт грунтового покрытия, алгоритм действий будет таким.

  1. Сначала грунт уплотняется, когда с него уже снят растительный слой.
  2. Затем укладывается геологический текстиль.
  3. После этого текстиль засыпают песком.
  4. Сверху, прямо на слой песка, укладывают геосетку.
  5. Затем дорогу остаётся засыпать гравием, щебёнкой или любым другим материалом, наиболее подходящим.
  6. Сверху дорогу желательно прикатать, чтобы обеспечить нужное уплотнение грунта. В дальнейшем это позитивно отразится на стабильности геометрической формы дороги, а также обеспечит ровность поверхности.

Как видим, использование сетки с текстилем – это отличный метод ремонта грунтовой дороги. При этом он отличается не только эффективностью, но и заметной экономичностью.

Георешётка

Хороший материал, который тоже часто применяют в процессе строительства и ремонта грунтовых дорог, – георешётка. Она представляет собой структуру из композитных материалов с трёхмерной формой. Её делают в виде сот. Именно такой материал – наиболее эффективный, перспективный на сегодняшний день. Решётка гарантирует долговечность, и высокий уровень устойчивости к износу дорожного покрытия. Всё дело в том, что здесь обеспечивается объёмное армирование дорожного покрытия, а не просто укрепление в одной плоскости. Благодаря этому эффективность значительно увеличивается. По дороге, которая дополнительно укреплена решёткой, автомобили будут ездить без проблем даже в дождливую погоду или при резких температурных скачках. Такой метод капитального ремонта подойдёт даже для тех дорог, по которым ездят небольшие грузовики со средней грузоподъёмностью.

Лучший вариант – укладывать текстиль на грунт, предварительно утрамбовав его. После этого уже устанавливают решётки, на доронит. Желательно саму решётку потом засыпать щебнем или любым другим похожим материалом, например, асфальтовой крошкой. Данная технология — самая надёжная.

Очень важно использовать оптимальные строительные материалы в процессе ремонта грунтовых дорог. Именно таким образом можно обеспечить долговечность, безопасность и высокий уровень устойчивости к износу таких дорожных покрытий. Конечно, профессионализм дорожных строителей тоже будет иметь значение. Также надо обязательно учитывать особенности геодезических характеристик. Желательно проводить соответсиующее геологическое исследование, чтобы знать, насколько устойчива почва сама по себе, правильно рассчитывать нагрузки. Если подойти к задаче ответственно, собрать все необходимые данные, использовать качественные материалы и грамотно осуществлять своевременный ремонт, грунтовая дорога может демонстрировать большую эффективность и экономичность.

Грунтовая дорога: содержание и ремонт. Проселочная дорога. Дороги России

Грунтовые дороги проходят по естественной почве и характеризуются отсутствием твердого покрытия. От продолжительных осадков или бурного таяния снега они расплываются и становятся непригодными к использованию. По таким дорогам безопасно передвигаться в сухую погоду или с наступлением заморозков, когда грунт основательно промерзнет.

Описание и особенности

Ширина грунтовой дороги должна составлять 4–5 метра. Этого достаточно, чтобы на ней свободно могли разъехаться две машины. Если дорога ведет на дачный участок и пользоваться ею будет только один хозяин и его редкие гости, достаточно ширины 2 метра. Грунтовые дороги бывают нескольких разновидностей:

  1. Улучшенная. Используются между районными населенными пунктами. Эти дороги укрепляются песчано-гравийной смесью или щебнем. На карте указываются как две желтые параллельные линии.
  2. Грунтовая проселочная дорога. Обычно ничем не укрепляется, в лучшем случае накатывается грейдером. Сельская дорога на карте указана сплошной полосой.
  3. Полевая или лесная. Внешне выглядит как две параллельные узкие тропинки. Такая дорога часто наполовину зарастает травой. На карте отмечается прерывистой линией.

Тяжесть от движения грузоподъемных машин грунтовые дороги не выдерживают. Утюжку (профилирование) нужно проводить систематически после ливневых или затяжных дождей.

Водостойкость грунта можно повысить при помощи минеральных добавок. В качестве вяжущего материала применяют цемент, битум, деготь. Больше всего профилирование требуется супесчаному грунту. Часто при ремонте грунтовых дорог их полностью покрывают щебенкой или гравием.

Содержание и ремонт

Для улучшения качества такого вида дорог и более комфортного передвижения по ним их укрепляют различными материалами. Отремонтированная дорога с добавлением к грунту гравия или щебня меньше размокает от дождя и даже мокрая не теряет своей несущей способности.

Оптимальным считается соотношение 50–75 % добавок к грунту, в большей степени состоящему из глины. При внесении различных примесей грунт необходимо тщательно перемешивать, профилировать и затем уплотнять. Грунтовые дороги ремонтируют на всю ширину, толщина нового слоя должна быть не менее 40 сантиметров.

Преимущества нового покрытия

Отремонтированные дороги обеспечивают наибольшую проходимость и при этом сохраняют свой первоначальный профиль. Хорошая проходимость грунтовых дорог – до 100 автомобилей в сутки. Если движение более интенсивное, поверхность дороги может деформироваться, ей потребуются более усиленные работы по профилированию. С дополнительными добавками грунты становятся более устойчивыми и могут выдерживать насыщенность движения до 500 автомобилей в сутки.

Гравийное покрытие

Это покрытие оборудуют там, где нет большого движения. Хорошее состояние дороги обеспечивает скорость движения машин до 80 км/ч. Для обустройства гравийной дороги выбирают наиболее плотный материал. Он содержит в своем составе мелкозем (глинистые частицы), которые при смачивании состава цементируют и уплотняют его.

Гравий накладывают на слой из песка. Толщина гравийного покрытия составляет до 30 сантиметров. Во время эксплуатации таких дорог им требуется хороший уход. Если появляются впадины или неровности, их профилируют грейдерами во влажном состоянии.

Щебеночное покрытие

Этот ремонт осуществляют на дорогах с небольшой интенсивностью движения (до 200 автомобилей в сутки). Применяется дробленый камень, чаще всего известняковый.

Щебеночное покрытие укладывают на песчаный слой, также для основания используют ракушку, шлак или гравий. Принцип ремонта заключается в следующем.

Щебень размером до 50 мм необходимо рассыпать на заранее подготовленном основании. Затем его выравнивают согласно заданной ширине дороги и утрамбовывают катками до состояния неподвижности камней.

Далее укладывают мелкий щебень для ровной укатки дороги. Во время укатывания щебенку поливают водой для того, чтобы материал лучше зацементировался, а покрытие было более качественным.

Недостатки щебеночного покрытия

При интенсивном автомобильном движении этот материал быстро разрушается, а покрытие изнашивается. Для повышения прочности и водонепроницаемости щебенки к ней добавляют битум или деготь.

Асфальтобетонное покрытие

Такие дороги относятся к капитальным с большим сроком эксплуатации. Для укладки используются горячая, теплая и холодная асфальтобетонная смесь, которую изготавливают в специальных установках.

В зависимости от состава смеси бывают щебеночные, гравийные, битумные. К основному материалу добавляют песок, минеральный порошок. Во все составы добавляют битум в разных пропорциях.

Асфальтовое покрытие бывает однослойным и двухслойным. Укладывают его на бетонную подложку, а для лучшего сцепления основание предварительно обрабатывают битумом или дегтем. По количеству и толщине слоев покрытие бывает разным, все зависит от конструктивных особенностей дороги и экономической ситуации в конкретном регионе.

Асфальтобетонной смесью покрывают дороги самоходные асфальтоукладчики, проводятся точные расчеты на прочность. Покрытие окончательно формируется через три недели после интенсивного движения автомобилей, которые движутся со скоростью 50 км/час. Асфальтобетонному покрытию придают шероховатую поверхность, обрабатывая их смесью с высоким содержанием щебня.

Недостатки асфальтобетонного покрытия

Несмотря на то что это качественное и долговечное покрытие, все-таки у него есть некоторые недостатки. Темный цвет асфальта может создавать аварийные ситуации при поездках в вечернее и ночное время, так как он сильно поглощает свет. Во время строительства асфальтобетонной дороги может применяться специальный осветлитель, который увеличивает яркость покрытия в вечернее время. Для этого в асфальтобетонную смесь добавляют естественный щебень, искусственные или синтетические материалы: термолит, дорсил, которые получают путем обжига и кристаллизации шлака и других минеральных материалов, имеющих белый цвет.

Строительство дорог в России всегда начинается с геологической разведки на местности. Учитывается состав грунта, перепады высот, экономические особенности региона и другие важные показатели. В зависимости от этого выбирается наиболее подходящий тип покрытия и подготавливается проектно-сметная документация.

Строительные работы начинаются с уплотнения грунта, подготовки и возведения наиболее подходящего основания. Затем укладывается смесь, уплотняется и обрабатывается верхнее полотно. Дорожная разметка на грунтовом полотне не проводится. Ремонт дорог в России или их отдельных участков должен осуществляться каждый год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *