Что делать, если пылесос плохо всасывает?
Пылесос — наш домашний друг. Ну, не такой, конечно, задушевный, как телевизор или холодильник, но раз-другой в недельку он нам хорошо помогает. А если он еще и робот, так и сам, как лучший проверенный товарищ, видящий наши потребности без слов, вычистит и выскоблит все, и все заблестит, как новое.
Пылесос обычно нехитро устроен. Особенно самый обыкновенный. С одной стороны он всасывает воздух с пылью, из другого отверстия выходит чистый, фильтрованный поток воздуха. Внутри у него, в зависимости от конструкции, происходит отделение воздуха от пыли. Может быть в одну ступень, может быть в несколько.
Пылесосы различаются мощностью. Всасывает воздух помпа, в которой работает асинхронный двигатель, питающийся электроэнергией от нашей сети в 220/380 вольт. А асинхронные двигатели имеют склонность гибко «самостоятельно» регулировать скорость своего вращения. То есть при повышении нагрузки на вал двигателя ротор начинает все сильнее «отставать» от своей номинальной скорости. А от этого ротор больше греется.
Поподробнее об асинхронных двигателях
Асинхронный двигатель состоит из двух больших составных частей. Это статор, часть неподвижная, вделанный в корпус, и часть подвижная, ротор, установленный на оси и вращающийся внутри статора.
Подвод электроэнергии нужен только статору — тем и хорош асинхронный двигатель. А ротор — это такая металлическая конфигурюга, которая вся состоит из «металлических рамочек».
Точно с таких рамочек все когда-то и начиналось. С ними экспериментировали первые изобретатели двигателей. Только сейчас все рамочки (а их в роторе много) замкнуты в виде контуров, и на них ток не подается и с них не снимается. В генераторе с рамочек ток шел в нагрузку и что-то делал. А здесь в рамочках ток тоже появляется от вращения в магнитном поле статора, но сразу тут же и потребляется. Он идет по контуру — поле его вырабатывает, а контур закорачивает. Ну и, соответственно, вырабатывается магнитное поле ротора. И результатом взаимодействия полей и будет вращение ротора. А часть энергии рамочек-контуров идет на разогрев.
Разогрев асинхронных двигателей является паразитным свойством, от которого и стремятся избавиться. Беличья клетка греется очень сильно, в ней же короткое замыкание, и чем больше ток, тем больше и разогрев.
Меры борьбы с разогревом следующие:
- Изготовить проводники контуров как можно толще (чтобы увеличить проводимость)
- Сделать всю конструкцию наиболее теплоотдающей. Ей придают форму с выступами, ребрами, берут металл самый теплопроводный (медь, алюминий), насаживают на ту же крыльчатку для принудительного притока воздуха,… и получается нечто, с виду похожее на беличью клетку, ротор так и называют в асинхронных двигателях — беличья клетка.
Когда-то проволочная рамка с током поворачивалась на 180 градусов в магнитном поле постоянных магнитов, установленных в статоре. И чтобы она имела возможность вращаться и дальше, в ней направление тока меняли на противоположное. Тогда магнит своими двумя полюсами снова толкал эту рамку, потому что ее магнитное поле опять становилось постоянному магниту «против шерсти».
В асинхронном двигателе в рамку ток не подается — он в ней образуется, в ней же и потребляется. Зато в статоре установлены электромагниты, на которые просто подается трехфазное напряжение, которое создает эффект вращения электромагнитного поля по катушкам статора. И это вращающееся поле, в свою очередь, наводит электрический ток в замкнутых рамках «беличьей клетки», то есть ротора. Ну а коли появился ток в рамках, они и начинают общими усилиями вращать ротор. И ротор все быстрее «бежит вдогонку» за бегущим полем статора, но никогда не догоняет.
Все дело в том, что если ротор догонит бегущую волну магнитного поля катушек, то изменение поля в рамках станет нулевым. А значит, нулевой станет и причина рамкам (то есть ротору – беличьей клетке) вращаться дальше. Нет у них наведенного напряжения, нет и усилия, заставляющего двигаться. Поэтому в этот момент он просто продолжит вращение по инерции, пока не замедлится настолько, что в нем снова появится электродвижущая сила. Такое явление называется проскальзыванием. Ротор отстает от вращения поля до тех пор, пока все увеличивающаяся от этого отставания ЭДС снова не уравновесит сопротивление движению. И постепенно асинхронный двигатель сам устанавливает скорость вращения своего ротора, которая и зависит от силы сопротивления вращению.
Сила сопротивления на холостом ходу — это сила трения в осях при полном разгоне. При хороших подшипниках она достаточно мала, и ротор будет вращаться «почти» синхронно с вращением поля в катушках статора. Но когда двигатель выполняет какую-то работу, к оси приложена нагрузка, стремящаяся остановить вращение. Например, двигатель вентилятора вращает крыльчатку вентилятора, которая гонит воздух. Вот это сопротивление, оказываемое воздушной струей, и будет нагрузкой.
В насосе или помпе то же самое.
Самое главное — чистить пылесос от пыли
Только в пылесосе воздух, который прокачивает помпа, проходит длинный путь по всем шлангам, трубам и патрубкам, и еще просачивается через систему фильтров, чистящих воздух от пыли.
Фильтры постепенно забиваются пылью, и двигателю становится все тяжелее. Парадокс с этими асинхронными двигателями. Чем хуже ему и труднее вращаться, то есть, чем больше рассогласование скоростей вращения — ротора и бегущей волны поля электромагнитов статора, — тем больше и ЭДС возбуждения в рамках ротора. Это, конечно, прибавляет мощности вращения, но и не только. Рамки короткозамкнутые!
И чем больше ЭДС, тем больше и ток в беличьей клетке. И от этого беличья клетка разогревается очень сильно. При изготовлении двигателя стремятся уменьшить сопротивление в этих проводниках, их изготавливают из толстого металла. И делают ребра беличьей клетке для охлаждения ее воздухом во время вращения.
Но пыль в фильтры все забивается и забивается. И может настать момент, когда ротор остановится совсем — он не может прокачать воздух через забитые фильтры. Он будет стоять на месте, а беличья клетка разогреваться сильнее и сильнее. Она при стоящем на месте роторе разогревается от пробегающей через нее волны электромагнитного поля статора. Двигатель от этого может и перегореть или расплавиться, тогда пылесос остановится и все.
Автоматика пылесоса
В современных пылесосах делают автоматику, защищающую аппарат от порчи. Она может срабатывать:
- на перегрев
- на низкое давление в полости непосредственно за фильтром. Создается вакуум — это значит, насос пытается еще качать, а воздух через фильтр уже не проходит.
- на чрезмерное потребление тока двигателем.
Во всех этих случаях пылесос остановится. А на продвинутых моделях загорится красная аварийная лампочка.
И это очень хорошо. Это значит, что автоматика защитила ваш пылесос от выхода из строя.
В этом случае исправить ситуацию — пара пустяков.
В первую очередь не ленимся и освобождаем от пыли все внутренние «закрома» — какими они бы ни были — мешок ли там пылевой, или внутренние полости различной формы.
Находим в пылесосе фильтры тонкой очистки: обычно это одна или несколько пористых пробок из пластика или ткани. Их хорошо не просто почистить или выбить от пыли, их лучше всего помыть водой, и даже с помощью мыла. Потому что мелкодисперсная пыль не так-то легко желает с ними расстаться. И даже способна прикипать к месту своего незваного «обиталища», так что вычистить ее потом бывает непросто. А забитые эти самые тонкие фильтры и создают основную нагрузку на двигатель, что обычно слышно: он работает «с натугой».
Значит надо почистить, и кое-что (или все) помыть водичкой. Потом все тщательно просушивается. Затем пылесос собирается и работает как зверь — как новый.
Другие причины
Бывают причины и другие, «бестолковые». Которые случаются сами по себе и никогда, чтобы вовремя. Иногда с видимыми эффектами, иногда без оных. Например, начинаешь замечать со временем, что выключатель пылесоса как-то не очень «охотно включается». То есть, нажмешь слабовато — он не включится, и как-то фиксируется плохо. А нажмешь сильно — все, заработало. И с каждым разом все хуже и хуже. А то еще запашок возникает «жареных трансформаторов» или пластмассовой горелой изоляции. Или в момент включения — вспышечка или искрение в тумблере такое несильное.
Все это устраняется одним только способом: открыть устройство, добраться до всей проводки и проверить ее от начала до конца. Собственно, начинать нужно с вилки. Сейчас пластик вилочный — неразборное литье, сквозь него проводка к электродам вилки просто прощупывается рукой. Если там отгорел провод или как-то оторвался, то опытной рукой можно установить разрыв провода на вилке. Ремонт тут один — отрезать и выкинуть. И поставить вместо нее вилку разборную, которая продается в магазинах. Можно, правда, поменять сразу весь шнур — это чуть-чуть дороже и без возни. Но главе семьи принести, поставить на провод вилку, правильно все прикрутить — это весьма почетно и для семейства назидательно: папа делает, а все вокруг ходят на цыпочках.
Шнур длинный, он внутри пылесоса припаян, а еще там имеется пружинная втягивающая спираль, которая очень легко разбирается. Обратно же поставить все — нужна сноровка или специальные приспособления, которых дома обычно нет, поэтому ремонт шнура лучше проводить в мастерской, а самому поменять только лишь вилку.
Выключатель, переставший работать нормально, починить вряд ли возможно. Он встроен в корпус и отдельно в магазинах не продается. В этом случае тоже — дорога в мастерскую.
Хуже всего, когда неисправность происходит с двигателем или с управляющей автоматикой. В двигателе могут сгореть обмотки статора или все расплавиться от перегрева или деформироваться. Тогда надо менять двигатель, стоимость которого обычно составляет почти половину цены пылесоса.
Умные пылесосы имеют электронику, она выходит из строя при коротких замыканиях внутри агрегата. И это еще одна из частей, которые ремонтировать хорошо в приспособленных для этого условиях. Обычно они просто заменяются в сервисных службах на платы, присылаемые непосредственно от производителя. И в дальнейшем сервисники, любящие свою работу, могут заменить вам плату на новую, а старенькую попробовать починить сами, и в дальнейшем использовать починенную плату на другом пылесосе такого же типа, соответственно за меньшую цену.
Чем, собственно, можете заняться и вы, имея склонность к починке полезных вещей. И забрать свою сгоревшую запчасть после ремонта для собственных экспериментов.
Почему пылесос плохо всасывает пыль: выясняем причины и устраняем проблему
Давайте вместе разберемся, какие могут причины появления данной проблемы.
Выявление проблемы
Для того чтобы выяснить, в чем же заключается основная проблема, первым делом необходимо провести диагностику устройства.
После тщательного осмотра пылесоса можно уже будет сделать определённые выводы относительно его исправности.
Существует ряд определенных причин, из-за которых мощность всасывания может пострадать:
- переполненный мешок, в котором во время уборки и собирается весь мусор;
- засоренность фильтров;
- выход из строя одного либо нескольких важных комплектующих;
- неисправность самого двигателя.
Переполненный пылесборник
Именно заполненный мешок для мусора является основной причиной плохой тяги пылесоса, так как если уровень засора достегает больше половины мешка, всасываемая мощность ослабевает, а затем и вовсе пропадает.
В современных моделях пылесосов для предотвращения подобной проблемы есть специальный световой индикатор, отображающий уровень наполненности пылесборника (чаще всего подобный функционал встречается в пылесосах компании самсунг и lg).
Решение этой проблемы очевидное: возьмите и просто поменяйте мешок-пылесборник, если он одноразовый. В ином случае — просто хорошо вытряхните, а если возможно и выстирайте его.
Засоренность фильтров
Также одной из причин неисправности пылесоса может быть засоренный фильтр. Поэтому при ухудшении всасывания не забудьте проверить состояние установленного фильтра.
Если проблема оказалась в фильтре, то первым делом его необходимо хорошенько промыть и высушить, а если это не помогло, то он подлежит полной замене.
Ремонт или замена комплектующих
Если уже был проверен пылесборник и очищен фильтр, а пылесос все равно слабо всасывает, то проблема может заключаться в самих комплектующих. К ним относится щетка и шланг.
К примеру, шланг плохо подсоединили либо он в каком-то месте разорвался. Обратите на это особое внимание, так как из-за структурной особенности шланга с первого раза механическое повреждение можно просто-напросто и не заметить.
В случае засора для его очистки лучше всего использовать тонкую проволоку. Не забудьте проверить щетку на чистоту, так как она имеет свойство накапливать на своих волокнах мусор.
Возможно вас заинтересует статья, почему течёт холодильник.
О причинах и методах устранения запаха в стиральной машине, читайте здесь.
Неисправность двигателя
Если пылесос, кроме плохого всасывания, вдобавок начал еще и гудеть, то это налицо проблема с двигателем.
Единственное решение подобной проблемы – поход в ремонтную мастерскую, где пылесос разберут, и тщательно осмотрят двигатель, и при необходимости починят или заменят в случае надобности.
Плохая всасываемость пылесоса может принести значительные неудобства домохозяйке, поэтому тщательно следите за его состоянием, вовремя меняйте мешки и его комплектующие.
Из этого видеоролика Вы узнаете о способах решения проблемы потери мощности пылесоса:
Это интересно! Ремонт наушников своими руками — схема распайки
Что делать, если пылесос плохо всасывает и сильно греется?
В среднем пылесос должен служить от 8 лет и дольше. Но за это время каждый из этих приборов начинает плохо всасывать пыль. К тому же двигатель агрегата может гудеть или самопроизвольно отключаться. Есть 5 причин возникновения проблемы. С большинством из них достаточно просто справиться в домашних условиях, так как чаще всего проблема некритичная и легко устраняемая.
Как показывает практика, пылесос плохо тянет или не сосет совсем тогда, когда за ним своевременно ни следят или используют не по назначению. Типичный случай — люди убирают строительный мусор обычным бытовым прибором, в результате чего турбина в двигателе быстро забивается штукатуркой, краской, металлическими предметами и другими материалами. А ведь для этого есть специальные строительные пылесосы. Если за агрегатом к тому же не ухаживают, это неизбежно приводит к проблемам.
Пылесборник нужно менять или опорожнять сразу же, как только он засорится на 70-80%. Нельзя ждать, когда мешок наполнится полностью. Из-за этого пылесос потеряет мощность всасывания, а двигатель начнет гудеть и сильно греться. В таких случаях часто срабатывает термопредохранитель и питание отключается. Это вредит технике.
Искать причину стоит последовательно. Это поможет сэкономить время и не заниматься поиском проблемы там, где ее нет. Но перед этим надо проверить работоспособность пылесоса, очистив или заменив пылесборник в отсеке, и удостоверившись, что ползунок регулятора мощности не выставлен на минимум, а шланг плотно защелкнут в корпусе.
Возможные причины проблем:
- 1. Забитый шланг либо щетка.
- 2. Трещина или обрыв в гофре.
- 3. Забитые фильтры.
- 4. Изношенные графитовые щетки или обрыв термопредохранителя.
- 5. Поломка двигателя.
Убедиться, что причина именно в этом, просто: нужно включить пылесос и отсоединить от него шланг. затем проверить мощность всасывания прямо из-под корпуса. Если пылесос сосет, а при подключении шланга с щеткой перестает, то дело в них.
Понадобится найти засор в гибкой гофре либо щетке. Чаще всего она забивается крупными предметами или комками шерсти (волос). Чтобы добраться до засора, потребуется проволока либо разборка щетки с телескопической трубкой.
Следует чистить щетку после каждой уборки, а не только когда возникли проблемы с техникой.
Возможно, что где-то на изгибе порвалась гофра, из-за чего возникает разгерметизация и пылесос плохо всасывает. Такое бывает у приборов, которые эксплуатируются более 5 лет.
Можно купить новую гофру с щеткой. Но учитывая то, что шланги для пылесосов стоят недешево, имеет смысл отремонтировать старую. Так как в большинстве случаев гофра лопается в месте стыка с телескопической трубкой, ее просто обрезают до разрыва (слегка укоротив) и вставляют назад. Самый простой, но не эстетичный вариант — ремонт с помощью обматывания разорванного участка изолентой.
У современного пылесоса есть как минимум два фильтра — тонкой очистки (перед компрессором) и выпускной. Их нужно регулярно чистить. Чтобы понять, что дело в фильтрах, нужно извлечь их на время из пылесоса и включить его без них. Если тяга восстановится, то фильтры нужно почистить — встряхнуть и промыть теплой водой, или заменить (фильтры НЕРА меняются после каждых 50 часов работы техники).
Ни в коем случае нельзя пылесосить без фильтров. Иначе вся пыль будет лететь в комнату и в сам двигатель, что приведет к поломке пылесоса.
Если ничего из вышеперечисленного не помогло, то остается искать причину в двигателе. Чаще всего изнашиваются щетки, которые передают ток на мотор. Стоят они дешево — 50-100 рублей. Но тут дело не в цене, а в умении поменять их. То же касается и термопредохранителя, который нужно проверить на работоспособность и правильно заменить.
Если познаний в области ремонта бытовой техники нет, то лучшим советом будет отдать пылесос в надежный сервисный центр. Скорее всего, такой ремонт обойдется недорого.
Если не работает двигатель, об этом свидетельствуют частое отключение пылесоса, сильный гул, нагрев и вибрации.
Замена мотора стоит довольно дорого. Обычно выгоднее купить новый пылесос. Но несмотря на это, рекомендуется отнести технику в сервисный центр, так как шансы восстановить двигатель все же есть. Возможно, дело в вышедшем из строя подшипнике или забитой грязью турбине, что приводит к разбалансировке.
Чтобы увеличить мощность всасывания, следует:
- 1. Заменить бумажный одноразовый пылесборник на многоразовый тканевый. Его придется чистить, но зато он повышает тягу на 10-20%.
- 2. Обратить внимание на предохранительный клапан, который есть в корпусе у некоторых пылесосов. Он служит для того, чтобы захватывать воздух при забитом шланге в целях защиты двигателя от перегрева. Иногда в него попадает какой-нибудь мелкий предмет. Клапан заклинивает и начинает пропускать воздух, в результате чего сила всасывания падает. Так что стоит осмотреть его и убедиться, что в нем ничего не застряло.
Предохранительный клапан пылесоса
В новых моделях пылесосов в картриджном фильтре имеется бумажная сетка малой плотности, а под ней поролон. Эта сетка забивается всего за год эксплуатации и не чистится даже под сильным напором воды. Проблема слабой тяги решается только ее утилизацией — с сохранением поролонового фильтра.
Бумажная сетка в картриджном фильтре
Своевременный уход за техникой и аккуратное ее использование по назначению поможет избежать подобных проблем в будущем. Если же не хочется часто чистить мешки и фильтры, то стоит купить современный пылесос без мешков для пыли. К примеру, LG 2000W.