Приёмы работы в Blender. Часть 3
Как покрасить много объектов в один материал?
Создайте новую сцену и удалите куб который дан на старте. На этот куб уже применён материал и Вы можете запутаться. Создайте новый куб. Сделайте несколько его копий. Выберите их.
Среди выбранных объектов есть главный. Главный объект стандартно выделен жёлтым цветом.
Не снимая выделения назначаем материал. Он назначится только на главный объект.
Красим в яркий цвет для понимания происходящего.
Давим Ctrl+L (Link). В появившемся окне выбираем Materials.
На все объекты применился один и тот же материал.
Важный момент — устанавливается связь всех объектов с одним материалом, а не создание уникального материала на каждый объект.
Выберем один из кубов.
Изменим его цвет.
Изменился цвет всех кубов. Потому что материал один и тот же. Цифра в панели материалов указывает на количество объектов на которые применён этот материал.
Кликнем левой кнопкой мыши на этой цифре.
Материал изменил имя и связь с материалами других объектов разорвалась. Меняем цвет этого объекта. Изменится только он.
Буква F в строке названия материала.
Присвоение материалу Fake User‘а защитит материал от удаления.
- Выбор объектов, которые надо покрасить в один материал
- Указание главного объекта, на котором уже назначен тот самый материал
- Ctrl+L (Link) > Materials
Я хотел рассказать как назначать большому количеству объектов одинаковые характеристики. В данном случае материалы. Подобным способом можно работать не только с материалами, но и с геометрией, анимацией, текстурами и т.д. Например, то что приходилось использовать мне.
Меш
Связывается сетка полигонов (меш) и материал. Измени один объект и изменятся все. Вообще настройка здесь.
Но можно и с помощью Ctrl+L (Link) > Object Data.
Анимация
Связывается анимация. Можно через меню Ctrl+L (Link) > Animation Data. А редактирование вручную здесь:
Группы
Например: колесо автомобиля с диском, покрышкой, тормозом, болтами, логотипами. Там у Вас и меш и кривые и пустые объекты. Разнородные объекты которые нельзя объединить не применив модификаторы. Не хочется их применять. А колёс 4 штуки. Решение. Назначаем всем объектам одну и ту же группу. Теперь в меню добавления новых объектов есть возможность добавить в сцену эту группу.
Можно Ctrl+L (Link) > Group. Ручные настройки здесь:
Может возникнуть необходимость убрать группы с большого количества объектов. Есть команда Remove From All Groups. Я выбираю все объекты с которых надо убрать группы. Давлю клавишу «Пробел». Выскакивает поиск команд и я набираю там название команды Remove From All Groups и применяю.
Модификаторы
Ctrl+L (Link) > Modifiers. Это копирование модификаторов. Удаление тех что были и назначение новых с другого объекта.
Назначение материала¶
Materials available in the currently open blend-file can be investigated by clicking on the Materials icon in the Properties editor Header. In this section we look at how to assign or remove a material to/from the Active Object in Blender, either by:
- создание нового материала,
- переиспользование существующего материала или
- удаление материала.
Также мы дадим вам подсказки о практическом использовании материалов.
Создание нового материала¶
Когда создаётся новый объект, он создаётся без привязанного материала. Создать объекту материал вы можете следующим способом:
- Выберите объект.
- В редакторе свойств нажмите на кнопку объекта.
- Click on the Materials button in the Properties editor header.
Появится панель настроек затенения. Она содержит следующие элементы:
Добавление нового материала
- Context: The currently selected scene and object.
- Object Material Slots: this panel shows the «slots» for the material (or materials) that this object data contains.
- Active Material: Initially empty, asking for «New».
Для добавления нового материала нажмите на кнопку «+» в блоке активного материала. В результате этого действия произойдёт несколько вещей:
Панель материалов с новой записью
- В блоке активного матерала откроется новый материал.
- На промежуточной панели появятся дополнительные кнопки.
- Новый материал добавится в список доступных материалов.
- Новый материал добавится в список слотов материалов объекта для активного объекта (или данных объекта – смотрите далее).
- Новый материал появится в области предпросмотра .
- Появится ряд панелей, на которых вы сможете установить свойства нового материала.
Кнопки на панели нового материала¶
Ниже представлена подробная информация о дополнительных кнопках, появляющихся на панели материала при создании нового активного материала:
Активный материал Список с просмотром. Материал Блок данных материала для выбранного слота материала.
Хорошей идеей будет давать вашим материалам понятные имена, чтобы вы могли легко понимать, для чего они нужны, особенно, если они связаны с несколькими объектами. Постарайтесь давать материалу описательное, а не функциональное имя (например, «жёлтая раскраска» вместо «цвет кухонного стола»).
Переиспользование существующих материалов¶
Blender is built to allow you to reuse anything, including material settings, between many objects. Instead of creating duplicate materials, you can simply reuse an existing material. There are several ways to do this using the Materials data-block menu:
Одиночный объект – когда выбран объект, нажмите на сферу, расположенную слева от имени материала. Появится выпадающий список со всеми материалами, доступными в текущем blend-файле. Чтобы использовать конкретный, просто нажмите на него.
Выбор существующего материала
Поле поиска под списком материалов позволит вам искать материалы по их именам в списке. Например, введя в поле «wood» («дерево»), список отфильтруется так, что будет содержать только материалы со словом «wood» в своём имени.
Multiple Objects – In the 3D View, with Ctrl-L you can quickly link all selected objects to the material (and other aspects) of the active object . Very useful if you need to set a large number of objects to the same material; just select all of them, then the object that has the desired material, and Ctrl-L links them to that «parent». (See Tip on Linking Data in Creating about data linking).
Удаление материала¶
Для удаления материала выберите его и нажмите на крестик (X) на записи в списке активных материалов.
Хотя материал немедленно пропадёт, действие удаления зависит от того, используется ли этот материал где-либо ещё.
Если материал связан с объектом и существуют другие использующие его объекты, то он будет убран из этого объекта (но всё равно останется на всех остальных объектах).
Если в списке доступных материалов была нажата кнопка «Фиктивный пользователь» (F), то материал останется при сохранении файла, даже если им никто не пользуется.
Только когда у материала будет ноль «реальных» пользователей и не будет «фиктивного» пользователя, он будет окончательно удалён. Обратите внимание, что он всё ещё будет находиться в списке материалов до тех пор, пока blend-файл не будет сохранён, но пропадёт оттуда после перезагрузки файла.
Несколько материалов¶
Обычно различные цвета или узоры на объекте достигаются путём добавления текстур к вашим материалам. Однако, в некоторых приложениях вы можете получить несколько цветов на объекте путём назначения различных материалов на разные грани объекта.
Добавление нового материала
To apply several materials to different faces of the same object, you use the Material Slots options in the Materials header panel.
Меню материалов в режиме редактирования
Рабочий процесс по назначению второго материала некоторым граням объекта, уже имеющим базовый материал, следующий:
- In Object Mode, apply the base material to the whole object (as shown in Assigning a material ).
- Создайте/выделите второй материал (материал всего объекта изменится на этот материал).
- In the Active Material box, re-select the base material.
- Перейдите в режим правки и выделите грани (над списком с активным материалом появится новая группа кнопок «Назначить»/«Выделить»/«Снять выделение»).
- Выберите грань/грани, которым вы хотите назначить второй материал.
- In the Object Material Slots box, click the Plus to create a new slot, and while this is still active, click on the second material in the Available Materials list.
- Нажмите на кнопку «Назначить» и второй материал применится к выделенным граням объекта.
Также вы можете сделать этот новый материал копией существующего материала, путём добавления блока данных:
Select the object, get the material, RMB and Copy data to clipboard. When you have renamed the material, click «Link: Data» to link to the existing material. Proceed to assign faces as required. NB: If you change the material on the original object, the new object color changes too.
© Copyright : This page is licensed under a CC-BY-SA 4.0 Int. License.
Несколько материалов¶
Как правило, различные цвета или узоры на объекте достигается путем добавления текстур к вашим материалам. Однако в некоторых приложениях можно получить несколько цветов на один объект путем назначения различных материалов на отдельные грани объекта.
Добавить новый материал
Чтобы применить несколько материалов на разные грани одного и того же объекта, используйте слоты материалов (3) на панели материалы.
Меню материал в режиме редактирования
Процесс применения второго материала на поверхность объекта который уже имеет основной материал выглядит следующим образом:
В режиме объекта, Примените базовый материал на весь объект (см. Назначение материала)
Создать/выбрать второй материал (для изменения объекта на новый материал).
В области активный материал (2), перевыберите основной материал.
Перейти в режим редактирования — выберите грань (появится новая область с кнопками чуть выше блока активного материала с кнопками Назначить/Выделить/Снять выделение).
Выбрать грань/грани которые должны быть окрашены во второй материал.
В блоке Слоты материала (3), Щелкните Plus , чтобы создать новый слот, и пока он активен, нажмите на второй материал в доступных материалах.
Нажмите кнопку Назначить, а второй материал появится на выбранных гранях объекта.
Вы также можете сделать этот новый материал с помощью копии существующего материала путем добавления блока данных:
Выберите объект, чтобы получить материал, (нажмите правую кнопку мыши) — копировать данные в буфер обмена. Когда Вы переименовали материал, нажмите кнопку “данные” для ссылки на существующий материал. Перейти к назначению грани по мере необходимости. Примечание: если Вы меняете материал на исходном объекте, цвет нового объекта изменения также.