Blender для печатников. Глава 1. Окна, окна, мир бездонный. Основы интерфейса.
Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.
Отписаться от уведомлений вы всегда сможете в профиле автора.
[SIZE=4]При запуске блендера мы видим окно программы, перекрытое заставкой, как показано на рисунке.
[SIZE=4]Изменение размеров окон происходит также, как и в любой другой программе. Подводим указатель мыши к границе между окнами, ждем, пока он не изменит свою форму.
Нажимаем на левую кнопку мыши и перемещением изменяем размер. Главное не перепутайте границу между окнами с границей между окном и панелью.
[SIZE=4]С левой стороны каждого окна в верхнем или нижнем углу (зависит от настроек) расположена кнопка с двумя стрелочками и пиктограммой. Например такая.
[SIZE=4]Если у вас что то не получается и вы считаете, что все испортили — не беда, достаточно перезапустить редактор и он снова откроется с пустым проектом и настройками по умолчанию. А как сохранять настройки, мы разберем в одном из следующих уроков, так как при обучении желательно что бы интерфейс у нас с вами выглядел примерно одинаково.
Как обычно, если у вас есть вопросы — пишите их в комментариях, постараюсь ответить.
С уважением, Максим.
Подпишитесь на автора
Подпишитесь на автора, если вам нравятся его публикации. Тогда вы будете получать уведомления о его новых статьях.
Области рабочего пространства¶
Рабочее пространство Blender’а представляет собой прямоугольник, разделенный на ряд областей (размер которых, по желанию, можно изменять). В каждой области находится определённый редактор (например, редактор 3D View, Outliner и т.д.).
«Орнаментация» рабочего пространства¶
В Blender’е используется новый подход в разделении рабочего пространства для эффективного распределения инструментов в рабочей среде пользователя. Идея заключается в том, чтобы у вас была возможность разделить одно большое окно на любое количество меньших, прямоугольных, не перекрывающих друг друга областей. Таким образом, каждая рабочая область всегда полностью видна, и вам очень легко переключаться между ними.
Изменение размера области¶
Вы можете изменять размер областей, перетаскивания их границы с помощью LMB . Просто подведите курсор мыши к краю окна и когда он изменится на двунаправленную стрелку, нажмите и тащите.
«Разбивка» и «склеивание» областей¶
Виджет «разбивки» области¶
В верхнем правом и нижнем левом углу областей рабочего пространства находится виджет «разбивки» области (он выглядит как небольшой треугольник). С помощью данного виджета «разбиваются» и комбинируются рабочие области Blender’а. Когда вы наведете на виджет курсор мышки, то он сменится на крест (✛).
Зажмите на виджете левую кнопку мыши LMB и потяните влево для «разбивки» области по горизонтали, или вниз для «разбивки» по вертикали.
Чтобы «склеить» две области, зажмите LMB на виджете и перетаскивайте мышь наружу, в направлении к той области, с которой хотите объединить текущую. Объединяемые области должны иметь одинаковые пропорции по ширине или высоте, в зависимости от того, по какому направлению вы их объединяете.
Объединение областей с заменой редактора Outliner редактором Properties.
Область, которая будет заменена при «склеивании» затеняется, и на ней появляется большая светлая стрелка. Теперь, перемещая мышь с зажатой LMB в соответствующем направлении, вы можете выбрать область для объединения.
Отпустите LMB , чтобы завершить объединение областей. Если же вы нажмёте клавишу Esc или RMB , прежде чем отпустить левую кнопку мыши, операция будет отменена.
Опции Области¶
Нажатие RMB на границе областей открывает диалог Area Options (Опции Области).
Split Area (разделить область) При выборе данной опции, вы увидите разделяющую черту, позволяющую вам выбрать — где именно на рабочей области будет произведено разделение. Клавиша Tab позволяет выбрать тип разделения: вертикальное или горизонтальное. Join Area (объединить области) При выборе данной опции, появляется уже знакомое нам затенение рабочей области, с большой белой стрелкой в направлении объединения областей.
Процесс подтверждения или отмены разделения/объединения рабочих областей был описан выше.
Обмен содержимым между рабочими областями¶
Вы можете поменять местами содержимое двух областей с помощью Ctrl-LMB ухватив за треугольный виджет разделения области (при этом курсор мыши изменит вид). Переместите курсор в ту область, с которой хотите осуществить обмен содержимым и отпустите левую клавишу мыши. Необязательно, чтобы эти две области находились рядом, но они должны быть внутри одного окна.
Дублировать область в новое окно¶
Меню: | View ‣ Duplicate Area into new Window |
---|
Новое окно Blender’а — это полностью функциональное рабочее окно, которое является частью уже запущенной программы (а не отдельной её копией). Данная опция будет особенно полезна, если вы работаете на нескольких мониторах.
Новое окно может быть создано через меню View ‣ Duplicate Area into new Window .
Вы также можете создать новое окно с содержимым текущей области используя сочетание Shift-LMB на треугольном виджете разделения области (слегка потянув его в сторону).
Новое окно может быть закрыто стандартными средствами вашей операционной системы.
Максимизация размера рабочей области¶
Меню: | View ‣ Toggle Maximize Area |
---|---|
Быстрый вызов: | Ctrl-Up , Shift-Spacebar |
Максимизированная область заполняет всё рабочее пространство программы. Данная область будет содержать также панели инструментов, меню, Info Editor.
Вы можете максимизировать рабочую область используя меню View ‣ Toggle Maximize Area . Чтобы вернуться к обычному размеру, снова используйте меню. Также можно кликнуть RMB на главной панели редактора и выбрать Maximize Area (чтобы максимизировать область) или Tiled Area (чтобы вернуться к первоначальному размеру рабочей области). Когда вы максимизировали область, также можно нажать на кнопку Back to Previous на панели Info Editor. Размер области вернётся к первоначальному.
Самый быстрый способ максимизировать вашу рабочую область (или вернуться к первоначальному размеру) — это использование сочетаний клавиш: Shift-Spacebar , Ctrl-Down или Ctrl-Up .
Используя сочетания клавиш, вы будете максимизировать ту область, над которой в данный момент расположен курсор мыши.
Переключение рабочей области в полноэкранный режим¶
Меню: | View ‣ Toggle Fullscreen Area |
---|---|
Быстрый вызов: | Alt-F10 |
В полноэкранном режиме видна только основная часть рабочей области (панели и меню отсутствуют). Чтобы выйти из полноэкранного режима, переместите мышь в верхний правый угол экрана и кликните на появившейся иконке, либо можно просто воспользоваться сочетанием клавиш Alt-F10 .
© Copyright : This page is licensed under a CC-BY-SA 4.0 Int. License.
Система окон в Blender
После запуска Blender Вы увидите стартовое окно (Splash Screen), которое отображает информацию о версии программы, ссылки на различную документацию и официальный сайт, а также недавние проекты. Для его закрытия достаточно кликнуть мышкой вне зоны окна или по его изображению.
Сцена по умолчанию разделена на 5 окон:
- Info (Окно информации) — опции настройки работы меню, окон, сцены и рендера
- 3D view (Окно 3D-вида) — основное окно работы со сценой в 3D-виде
- Timeline (Шкала времени) — шкала времени с инструментами записи и воспроизведения анимации
- Outliner (Окно навигатора) — отображает все объекты в сцене и их настройки
- Properties (Окно свойств) — отображает большинство настроек сцены и объектов
Типы окон
Всего в программе существует 17 типов окон. Кнопка изменения типа окон находится в левом нижнем или верхнем углу каждого окна. Также любое окно можно разделить на 2 независимых окна, или наоборот, соединить 2 соседних в одно большое. Список наиболее часто используемых для работы окон (не вошедших в сцену по умолчанию):
- File Browser (Обозреватель Файлов) — используется для открытия/сохранения файлов
- User Preferences (Настройки Пользователя) — все настройки программы
- Logic Editor (Редактор Логики) — настройки игрового движка и анимации реального времени
- Node Editor (Редактор Нодов) — эффекты постобработки сцены
- Video Clip Editor (Редактор Видеоклипов) — инструменты определения движения (motion tracking) в видеоклипах
- Video Sequence Editor (Редактор Видеопоследовательности) — сведение конечного видео с изображениями, эффектами и звуком
- UV/Image Editor (Редактор Изображений/UV) — наложение текстур, UV-развертка
- Graph Editor (Редактор Графов) — позволяет редактировать кривые анимации
Рабочие пространства
В Blender предусмотрено 9 рабочих пространств для различного типа работы. Переключение между ними происходит на панели Info (Окно информации). Рабочее пространство Animation наилучшим образом подходит для создания анимации, Compositing идеально подходит для постобработки, Game Logic удобен для создания логики и настроек игры и т.д.
Если по каким-либо причинам Вас не устраивают предустановленные рабочие пространства, то можно создать собственное и сохранить его под любым именем. В случае ненадобности одного или нескольких рабочих пространств их в любой момент можно удалить.
Манипуляции с окнами
Находясь в окне 3D-вида (3D view) и нажав сочетание клавиш Ctrl + Alt + Q, можно разделить его на 4 равных части (вид сверху, вид с камеры, вид спереди и вид справа).
При наличии более одного монитора очень полезным будет разделение программы на несколько окон. Этого можно добиться нажатием клавиш Ctrl + Alt + W. Также, можно зажать клавишу Shift и потянуть за уголок любого из окон, чтобы вывести его в отдельное окно. Каждое окно можно настроить под определенные нужды, что значительно повышает удобство работы в Blender.
Заключение
Из вышесказанного можно сделать вывод, что Blender очень гибок и удобен в работе. Его легко настроить под любой тип работы. Здесь небыло сказано о возможностях настройки тем и других важных параметров программы, но это уже отдельная тема.