Главная страница » Как открутить лопасти вентилятора

Как открутить лопасти вентилятора

  • автор:

Подробная инструкция по ремонту наиболее частых неисправностей бытового вентилятора, лучшие сервисы и примерная стоимость работ

Подробная инструкция по ремонту наиболее частых неисправностей бытового вентилятора, лучшие сервисы и примерная стоимость работ

В летнее время года сложно обойтись без обычного вентилятора. Однако, извлекая старое устройство и зимнего отпуска, вы можете обнаружить, что оно больше не функционирует. Тому виной могут быть различные причины. Что делать в такой ситуации? Относить ли технику в дорогостоящий ремонт? Или же попытаться самостоятельно осуществить разбор устройства с последующим устранением неполадок? В этой статье мы уделим особое внимание последнему варианту.

Как разобрать устройство? Пошаговая инструкция

Прежде, чем приступать к выполнению действий по обнаружению поломки и ее устранению, необходимо разобрать бытовой прибор. Отнестись к этому этапу нужно очень серьезно. Дело в том, что неправильный самостоятельный подход может усугубить ситуацию и тогда устройство будет полностью неисправно.

Чтобы не допустить подобного развития событий, мы настоятельно рекомендуем вам следовать ниже изложенному плану, и тогда процедура станет легкой и понятной.

  1. Для начала приготовьте необходимые инструменты. Это плоскогубцы, отвертки разных размеров, ненужная плотная ткань. Вам потребуется ёмкость с водой. А вот сам вентилятор разместите непосредственно рядом с собой.
  2. Теперь, применив силу, попытайтесь снять защитную сетку. При необходимости, используйте дополнительные инструменты. Отложите сетку. Перед собой вы увидите три отверстия небольшого диаметра. Это защелки.
  3. Обратите свое внимание на имеющуюся перед вами пластмассовую гайку. Вам необходимо открутить ее при помощи отвертки. При этом, движения вы должны осуществляться против часовой стрелки.
  4. Откручивая гайку, не применяйте силу, ведь хрупкая пластмасса может попросту не выдержать.
  5. Посмотрите на ось двигателя. Обязательно снимите с нее лопасти.
  6. Отсоедините решетку от корпуса.
  7. Теперь откручивайте абсолютно все шурупы, которые видите перед собой.
  8. Снимите кожух, который крепился на шурупах.
  9. После снятия кожуха на вентиляторе остается только редуктор и сам двигатель.

Теперь, когда выполнены все необходимые поэтапные действия, вас можно поздравить, а также, предлагаем вам перейти к следующему важнейшему пункту.

Ремонт наиболее частых неисправностей бытовых напольных и настольных вентиляторов: пошаговая инструкция

В этой части статьи мы поговорим о наиболее часто встречающихся поломках, а также о способах их ликвидации в домашних условиях.

Прибор не включается


Часто, владельцы вентиляторов сталкиваются с тем, что прибор просто-напросто не включается. Некоторые списывают это на тот факт, что прибор долгое время не функционировал, а кто-то видит в этом проблемы в электродвигателе.

Для того, чтобы найти проблему и устранить ее, необходимо пошагово выполнить следующие действия.

  1. Для начала проверьте шнур вентилятора, который введёт непосредственно к электрической розетке. Чтобы подобраться к нему вам необходимо разобрать блок, который отвечает за переключение скоростей. Помните, что в момент разбора прибор должен быть отключен от сети.
  2. Затем нужно проверить исправность конденсатора.
  3. Доберитесь до всех контактных проводов и различных соединений. Прозвоните их.
  4. Далее необходимо смазать все подшипники.
  5. Проверьте результат, подключив прибор к розетке. Если он начнет работать, значит вы устранили проблему. Для смазки вам идеально подойдет машинное масло. Капните несколько капель средства на подшипник под наклоном, чтобы жидкость затекла вовнутрь.
Не работает переключатель скоростей

Многие вентиляторы оснащены переключателем скоростей. Однако, далеко не все переключатели скоростей функционируют так, как нужно в течение длительного времени. Происходит это в результате того, что случается обрыв обмоток статера. Если обмотка будет порвана, то двигатель перестает функционировать. Для того, чтобы проверить целостность обмоток, вам необходимо резко начать крутить лопасти по направлению часовой стрелки.

Потом резко уберите свою руку от раскрученного вентилятора. Если после этого резко включается скорость, значит у вас сгорела обмотка. Приобрести обмотки вы сможете в любом специализированном магазине.

Устанавливать их необходимо в специальные отверстия, их закрепляют шурупами.

Помните о том, что сопротивление приобретенного вами товара не должно быть нулевым или очень высоким. Также, рекомендуем вам не забывать о том, что при установке обмоток вы должны отключить вентилятор от электрической розетки.

Вентилятор издает сильный шум, гудит

Иногда вентилятор резко начинает издавать неприятные звуки, гудит и работает громко. Это ненормально, ведь подобное бытовое устройство, как правило, работает достаточно тихо. Вполне вероятно, что громкий шум — это предвестник будущих проблем, которые лучше ликвидировать на начальном этапе.

Для начала вам необходимо убедиться в том, что в корпус устройства не попал инородный предмет.

Также, вполне вероятно, что скопившаяся пыль и грязь забила пазухи вентилятора, в результате чего вы также можете слышать неприятные шумы. Для того, чтобы убедиться в своей правоте или наоборот, вам необходимо разобрать корпус устройства, также, как было указано в пунктах выше.

При необходимости, тщательно прочистите лопасти, и внутреннее устройство от пыли. Однако, не используйте большое количество воды.

После проделанных процедур соберите прибор обратно и включите в розетку.

Не вращается по сторонам

Вентилятор не только вращает лопасти, но и поворачивается в разные стороны, чтобы охватить максимально большую площадь. Однако, иногда эта функция утрачивает себя, и обладатели сталкиваются с тем, что вентилятор перестал выполнять эту опцию. Чаще всего причиной такой поломки является выгоревшая обмотка статора.

Для того, чтобы проверить ваши догадки необходимо разобрать вентилятор. Возможно, где-то произошел обрыв или сгорание. Необходимо просто заменить обмотку.

В такой ситуации, как правило, устройство начинает работать. Но это не единственная причина, которая может послужить отказом в функции поворотов.

Иногда основанием для прекращения работы становится пережимание проводов. Возможно, бытовой прибор когда-то падал, неудачно стоял или разбирался. В такой ситуации вполне вероятно, что провода и соединения внутри оказались не на месте и мешают оси осуществлять поворот. Поэтому, основываясь на инструкции, разберите корпус прибора и убедитесь в том, что всё расположено правильно.

Многие забывают о том, что на корпусе агрегата располагается специальная кнопка, которая позволяет вентилятору вращаться. Иногда может оказаться, что вы забыли ее нажать и, тем самым, заблокировали эту функцию. Иногда эта кнопка заедает, или просто перестает доставать до контакта. В таком случае вам просто нужно хорошо продавить ее вниз, а затем немного поднять наверх. Так вы разработаете кнопку, и она, вполне вероятно, снова станет функционировать должным образом.

Куда обратиться и сколько будет стоить ремонт бытового вентилятора?

Если вы испробовали сразу несколько различных подходов, но проблема не устранена, то вам потребуется помощь специалиста. Найти людей, которые помогут вам разобраться с проблемой достаточно просто. В каждом городе существует пункт, который специализируется на ремонте бытовых приборов. Приведём вам примеры именно тех, которые мастерски справятся с проблемами вентиляторов.

В среднем, стоимость ремонта бытового вентилятора обойдется вам от 500 руб до 2 тыс. Всё зависит от причины поломки, а также необходимости в смене деталей. Так, если вентилятор издает неприятные звуки, то ему просто нужна прочистка от пыли, и вы обойдетесь совсем небольшими затратами.

Также, сумма, которую вы в конечном итоге заплатите мастеру, во многом зависит и от модели вашего устройства. Чем она более функциональная и современная, тем выше стоимость.

Если вы хотите доверить свое устройство в руки только профессионалам, то мы рекомендуем вам сеть мастерских Айсберг. Они располагаются в крупных городах Российской Федерации и принимают на ремонт любую бытовую технику. Специалисты этой сети многопрофильны, постоянно повышают уровень своих знаний. Также, приятным дополнением является быстрая скорость обслуживания, ведь все необходимые инструменты и комплектующие уже имеются в сервисе.

Еще одна сеть мастерских, которые хорошо зарекомендовали себя — это Эксперт мастер. Располагается в крупных городах Российской Федерации. Специализируется на ремонте бытовой техники, а также компьютерах, смартфонах и так далее. Очень хорошие отзывы, невысокие цены. Приятно, что на официальном сайте вы сможете ознакомиться с информацией о ценовой политике.

В Москве
  1. Мастер гуд. Город Москва, проспект Вернадского 24, телефон 8 499 391 31 51.
  2. Золотые руки. Город Москва, Строгинский бульвар, 14, телефон 849 55 65 3825.
  3. Айсберг. Город Москва, Новоспасский переулок дом 5, Телефон 8 495 723 72 30.
В Санкт-Петербурге
  1. Лен ремонт. Город Санкт-Петербург Проспект Ветеранов дом 9, телефон 8 812 344 44 44.
  2. Мастер Сервис. Город Санкт-Петербург, проспект Королёва дом 49, телефон 8 812 903 52 35.
  3. Мастерская по ремонту бытовой техники. Город Санкт-Петербург, Московское шоссе дом 5 Телефон 8 812 327 04 70.

Бытовой вентилятор — это незаменимая вещь в жаркое время года. Его плюсы очевидны. Такое устройство долговечно, простое в сборке, не дорогое, а главное, его можно переносить из помещения в помещение. Однако, есть вы вдруг столкнулись с поломкой такого устройства, не отчаивайтесь. Вы вполне сможете самостоятельно разобраться со сложившейся проблемой. А в случае, если по каким-либо причинам ремонт не удался, грамотные специалисты всегда возьмутся за это дело, осуществят починку быстро, главное не дорого.

Агрегат не включается

В этой ситуации может быть 2 варианта: лампочка, означающая готовность агрегата к работе, может загораться или нет. В зависимости от этого, алгоритм диагностики поломки будет отличаться.

Лампочка не горит

Если после включения аппарата в розетку не загорается лампочка, расположенная на его корпусе, и он не запускается, то, первым делом, необходимо проверить, есть ли напряжение в розетке. Делается это просто: возьмите любой электроприбор и включите в эту розетку. Если прибор заработал, значит, нужно искать неисправность в электрической вилке и шнуре.

Для проверки вилки, раскрутите ее и проверьте надежность подсоединения проводов к клеммам. Чтобы проверить кабель, необходимо отсоединить его от контактной колодки аппарата и “прозвонить” тестером. При обнаружении обрыва в жилах кабеля, его следует заменить.

Лампочка горит

Причина такого поведения агрегата, когда горит индикаторная лампочка, но при этом не работает вентилятор, и не слышно никаких звуков, может быть вызвана поломкой блока с кнопками. Для проверки кнопок потребуется разобрать кнопочный блок, находящийся на стойке напольного вентилятора или подставке у настольного аппарата. Но, перед тем, как разобрать аппарат, убедитесь, что он выключен из розетки.

Работа кнопок очень проста: есть положение “вкл” и “выкл”. Необходимо с помощью тестера проверить “выход” и “вход” на каждой клавише.

При обнаружении неисправной кнопки, отремонтировать ее не получится. Поэтому переключатель следует заменить или сделать соединение напрямую. Такой подход к решению проблемы поможет запустить агрегат в работу, если вы находитесь далеко от магазина, например, на даче.

Неисправные переключатели скорости также могут являться причиной, почему не включается вентилятор. Чтобы проверить регулятор, потребуется поставить его в максимальное положение и проверить “вход” и “выход” с помощью того же тестера.

Чистка кулера видеокарты

Если на вашем компьютере установлен мощный графический ускоритель, в нем используется как минимум один вентилятор. В Бюджетных моделях их нет: охлаждается деталь благодаря радиатору с «ветвистыми» ребрами жесткости.

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

Чтобы почистить такой кулер, нужно демонтировать графический адаптер. Для этого отключите его питание от БП, выкрутите винт, фиксирующий крепление на шасси, и аккуратно достаньте деталь из порта PCI‑E.

p, blockquote 11,0,0,0,0 —>

Почти на всех видеокартах печатная плата в нижней части прикрыта пластиковой декоративной панелью, откуда торчит вентилятор или 2–3. Чтобы их почистить, нужно демонтировать эту панель. Для этого достаточно открутить пару винтов, которыми она крепится к корпусу графического адаптера.

p, blockquote 12,0,0,1,0 —>

Самостоятельное приготовление графитной смазки для кулера

Для приготовления графитной смазки нужно взять несколько капель синтетического машинного масла и добавить в него порошок графита. Тщательно перемешать до однородной массы. Должна получиться графитная смазка густой консистенции.

Графит для приготовления смазки кулера можно получить, сточив об мелкую наждачную бумагу грифель простого карандаша, или щетки от коллекторного электродвигателя. Некоторые щетки сделаны из смеси графита и угля. Поэтому если Вы не уверены, что щетка графитная, то лучше такую щетку не использовать. Конечно, лучше всего применять для смазки графитную промышленного изготовления.

Причиной выхода из строя конденсатора могут быть резкие скачки напряжения в электросети. В этом случае ремонт вентилятора, как обычно, начинается с его разборки. У большинства моделей конденсатор расположен сразу за центральным фланцем. Чтобы его достать, необходимо в первую очередь вынуть движок и разобрать блок питания. В некоторых моделях вентиляторов изъятию конденсатора может препятствовать наличие кривошипа, при котором владельцу придется снимать и фланец.

В данном случае ремонт напольного вентилятора ограничится проверкой емкости конденсатора. Чтобы измерить сопротивление на проводниках, домашнему мастеру придется использовать специальный тестер. Если показания данного прибора будут превышать 50 Ом, то следует приобрести новый конденсатор.

Как разобрать кулер?

Проделав эти не сложные действия, приступайте непосредственно к разборке самого вентилятора:

  1. Со стороны, где находятся провода отклейте этикетку.
  2. Острым предметом подденьте резиновую пробку и снимите её.
  3. Снимите стопорное кольцо, с прорезью на одной из сторон. Для этого кончик ножа или тонкой отвёртки, вставьте в прорезь и поверните на 90° чтобы оно раздвинулось и приподнимите кольцо.
  4. Уберите уплотнительное резиновое кольцо, обрамляющее стержень.
  5. Отсоедините крыльчатку от рамки вентилятора.
  6. Дальше можно чистить и смазывать.

Почему после процедуры не включается компьютер или ноутбук

Иногда после того, как вы почистили устройство охлаждения сами, само устройство отказывается запускаться.

Это происходит по двум причинам:

  • Неправильная сборка.
  • Повреждение контактор и проводов.

Попробуйте разобрать его еще раз для первичной диагностики. Проверьте, правильно ли все было собрано.

Почему вентилятор начал стрекотать

Хуже, когда все компоненты работают, но надоедливый шум не исчез. Напротив, он усиливается. Это также означает, что при сборке вы допустили несколько ошибок. Скорее всего лопасти крыльчатки затрагивают корпус или радиатор. Часто они каким-либо образом задевают провода питания.

Попробуйте перевесить его ровно.

Устройство типичного напольного вентилятора

На повестке ремонт напольного вентилятора своими руками! Начать следует малым: у простейших вентиляторов отсутствует клемма заземления. Прибор не обладает степенью электробезопасности. Устройство напольного вентилятора включает корпус, изготовленный из пластмассы. Внутрь попадет вода – ожидайте хорошей встряски. Напольный вентилятор указанной разновидности нельзя использовать поблизости от воды. Начиная аквариумом с рыбками, заканчивая цветочной вазой. Особо опасен, где проживают маленькие дети. Упадет штуковина, чадо догадается налить внутрь молока… Выводы делайте сами:

  • конструкция неустойчивая;
  • основание легко ломается, гнется;
  • защиты от удара током отсутствует.

При падении напольного вентилятора с высокой степенью вероятности ничего не случится. Погрузимся внутрь конструкции. Оставим пока в стороне особенности регулирования скорости двигателя и кнопки. Поговорим про редуктор. Краснодарский напольный вентилятор несет один асинхронный конденсаторный двигатель. Передняя сторона вала через штифт, гайку с левой резьбой соединена с лопастями, задняя выходит на редуктор, образованный двумя шестерням, одна двойная.

Вал снабжен резьбой, цепляющей, вращаясь, зубчики большого колеса. Момент передается малому колесу, приводящему в движение маховик. Шестерня кривошипно-шатунного механизма диаметром в руку, поэтому вращение уступает скоростью исходному вала асинхронного двигателя.

  1. Лопасти крутятся на полной скорости вращения мотора.
  2. Кривошипно-шатунный механизм, благодаря редуктору, движется медленнее.

Через карданную передачу кривошип зацеплен за ножку, корпус двигателя насажен на ось. При вращении вала асинхронного двигателя лопасти двигаются плавно в одну-другую сторону. Однако можно остановить процесс. У двойной шестерни валок крепится к большей шестерне двумя шариками с пружинкой, вставленными в сквозное отверстие. Если потянуть ручку регулятора, непосредственно соединенную с осью, защелка соскальзывает вверх. Теряется связь меж шестерней, валом, вращение прекращается. Механизм реализует защиту от падения: по внутреннему посадочному отверстию приводной шестерни нарезано шесть желобков. Умещаются шарики. Положений получается шесть, взаимный переход сопровождается щелчком, ось проворачивается относительно шестерни, шарики бьют по стенкам, соскальзывая в желобки.

Слышны щелчки, высока вероятность – напольный вентилятор упал. Привод заклинило, работает, щелкая, защитный механизм, уберегая мотор от сгорания.

Полагаем, режим невыгоден напольному вентилятору, не выключить прибор, термопредохранитель мотора непременно сломается. Редуктор крепится тремя болтами к двигателю, прорезан парой смазочных отверстий, через которые можно сдобрить пластиковые шестерни. Касается приводной, вращающейся со скоростью асинхронного двигателя.

Головная боль, как починить напольный вентилятор и собрать. Видим расклад: неверно задано взаимное положение редуктора, ножки через передачу, головка напольного вентилятора будет двигаться несимметрично относительно фронтальной плоскости. Может раздражать. Присоедините редуктор, проверьте изделие, подключив питание. Осторожно, чтобы не ударило током, попробуйте визуально определить правильность выполненной сборки.

Очистка вентилятора при помощи смеси собственного приготовления

Вы можете приготовить смесь из белого уксуса, жидкости для мытья посуды и шампуня. После смешивания поместите ваш чистящий раствор в емкость с распылителем. Чтобы очистить лопасти вентилятора, вам не нужно его разбирать. Сначала при помощи пульверизатора нанесите смесь на вентилятор, просто брызгая воду на электрический прибор.

Затем оберните его пластиковым пакетом. Включите вентилятор на минимальную скорость. Дайте ему поработать некоторое время. При вращении он будет чиститься автоматически.

После того как вентилятор поработает некоторое время, выключите его, аккуратно снимите пакет и проверьте, насколько он очистился. При необходимости повторите процедуру, надев пакет обратно.

Как правило, двух таких попыток достаточно, чтобы ваш вентилятор снова был как новый.

Ремонт напольного вентилятора своими руками

В случае, когда вентилятор не тянет и плохо гонит воздух, потребуется разобрать корпус, в котором находится мотор. Иногда тот факт, что не крутится пропеллер, может сигнализировать о недостаточности смазки в подшипнике скольжения, установленного в электродвигателе.

Разборка вентилятора происходит следующим образом.

Сначала требуется открутить защитную сетку (переднюю ее часть) и снять ее.
После сетки, отсоедините пропеллер. Он может быть прикручен к валу мотора гайкой с левой резьбой. То есть, чтобы открутить гайку, вращайте ее по часовой стрелке, а для ее закручивания – против часовой стрелки.
Снимите заднюю защитную сетку, открутив еще одну гайку.
Открутите весь крепеж, удерживающий кожух агрегата. Иногда в рукоятке для регулировки вращения корпуса находится еще один болтик. Если его не открутить, не получится снять кожух моторчика.
Теперь, кода двигатель открыт, следует капнуть несколько капель машинного масла (лучше использовать веретенное масло) на втулку (указано красной стрелкой) и провернуть вал несколько раз в разных направлениях, чтобы смазка впиталась внутрь.
После этой процедуры возобновляется легкое вращение вала. Соберите корпус мотора в обратном порядке.
Включите агрегат и проверьте силу потока воздуха.

Возможные поломки вентиляторов Тимберк

Вентиляторы компании Тимберк зарекомендовали себя как недорогие и удобные в эксплуатации приборы, для создания комфортных климатических условий, поддержания воздухообмена в квартире или офисе. Несмотря на неплохое качество они подвержены поломкам.

При эксплуатации покупателями были замечены следующие неисправности:

  • падение силы обдува из-за мягкого пластика лопастей;
  • бываю случаи, когда выходит из строя конденсатор;
  • появление посторонних шумов при работе;
  • поломка электродвигателя;
  • ломается ротор;
  • появляется сильный люфт;
  • при длительной работе появляется запах горелого масла;
  • ножки гнутся и меняют геометрию под тяжестью мотора;
  • перегрев блока питания;
  • механические поломки в местах креплений.

По соотношению цена-качество продукция компании Тимберк является лидером в своем сегменте. Все приборы имеют гарантию производителя и могут быть заменены при обращении в сервис.

Поломался переключатель скорости

Если вентилятор издает сильный шум во время работы, первое, что следует сделать владельцу, – это проверить исправность регулятора изделия. Расположен он рядом с блоком управления.

Ремонт напольного вентилятора своими руками

Вынуть регулятор просто: достаточно лишь снять заднюю крышку. Управленческий блок будет закрыт контактной колодкой. Она также вынимается. Желательно, чтобы прижимная планка при этом осталась нетронутой. После извлечения блока можно приступить к осмотру регулятора. Очень часто причиной поломки переключателя скоростей может стать отсоединенный проводник. В таком случае нетрудно выполнить ремонт напольного вентилятора своими руками. Используя паяльную лампу, домашний мастер монтирует проводник обратно на место. Случается, что тот просто перегорает. Тогда владельцу вентилятора придется обзавестись новым проводником.

Ремонт напольного вентилятора своими руками

Электрическая схема фена

Большинство строительных фенов и для сушки волос имеют ниже приведенную электрическую схему. Питающее напряжение подается через вилку типа С6 с помощью гибкого шнура. Конденсатор С1 служит для подавления помех, излучающих щеточным узлом двигателя. Резистор R1 служит для разрядки конденсатора С1 после отключения вилки от розетки для исключения удара током человека при прикосновении к штырям вилки. В некоторых моделях элементы С1 и R1 не устанавливаются.

Ремонт напольного вентилятора своими руками

Управление режимами работы фена выполняется с помощью переключателя S1. В его положении, показанном на схеме, фен находится в выключенном состоянии.

При перемещении движка переключателя на один шаг вправо, его подвижный контакт замыкает выводы 1-2 и питающее напряжение через выпрямительный диод VD1 поступает через токоограничивающую спираль H1 на двигатель и нагревательную спираль H2. Диод обрезает половину синусоиды и таким образом снижает скорость вращения крыльчатки, и мощность нагрева спирали H2 наполовину.

При перемещении движка еще на один шаг, замыкаются контакты 1-2-3, на нагревательный элемент и двигатель подается все напряжение сети и фен работает на полную мощность.

Обычно в фенах устанавливают двигатели постоянного тока, рассчитанные на питающее напряжение 9-12 В. Для снижения напряжения служит спираль H1. Для преобразования переменного тока в постоянный служит диодный мост VD2-VD5. Электролитический конденсатор С4 сглаживает пульсации. Искрогасящие конденсаторы С2-С3 выполняют задачу гашения искр в щеточно-коллекторном узле двигателя и подавления радиопомех.

Кнопка S2 служит для возможности переключения работы фена в режим обдува холодным воздухом. При нажатии на нее спираль H2 перестает нагреваться.

Для защиты фена от перегрева, что может произойти из-за снижения оборотов крыльчатки в случае неисправности двигателя, служит элемент тепловой защиты St, который размыкает цепь подачи питающего напряжения на нагреватель H2 при превышении максимально допустимой температуры воздушного потока.

Устройство и принцип работы фена

Когда фен включен, то холодный воздух из помещения засасывается в его трубу с помощью вращающейся крыльчатки, насаженной на вал электродвигателя постоянного тока. Далее воздушный поток проходит через четырехгранный термостойкий каркас из слюды или керамики, на который намотана разогретая спираль из нихрома. Охлаждая спираль, воздушный поток нагревается до температуры 60°C, а в строительном до 600°C, после чего выходит из трубы.

Ремонт напольного вентилятора своими руками

На корпусе фена обычно имеется включатель, совмещенный со ступенчатой установкой режима работы, позволяющий включать фен в режим полной или половинной мощности.

Ремонт напольного вентилятора своими руками

На фотографии показан внешний вид типового движкового переключателя режимов работы.

Для исключения ожога кожи при сушке волос и разрушения корпуса фена при нарушении работы двигателя, на каркасе устанавливается тепловая защита в виде биметаллической пластины.

Ремонт напольного вентилятора своими руками

При нагреве воздуха выше заданной температуры биметаллическая пластина изгибается вверх по стрелке на чертеже и размыкает контакты. Нагревательная спираль обесточивается, и нагрев воздуха прекращается. После остывания биметаллическая пластина возвращается в исходное положение, и контакты вновь замыкаются.

Как видно, принцип работы и устройство фена мало чем отличается от других нагревательных бытовых электроприборов и отремонтировать фен может любой домашний мастер.

Устранение неисправностей электрической части вентилятора

При полной остановке вентилятора нужно проверить исправность сетевого шнура и переключателей режима работы. Для этого потребуется мультиметр. Лучший метод проверки шнура питания – измерить напряжение на входном клеммнике вентилятора или в местах подключения шнура к его внутренним элементам

Соблюдайте осторожность при проверке: не касайтесь руками участков, находящихся под напряжением. После проверки сразу же удалите вилку из розетки

Исправность переключателей проверяют, измеряя их сопротивление в положении «включено». Они могут выйти из строя при частой коммутации. Лучше всего сразу измерить напряжение на электродвигателе, но для этого нужно знать электрическую схему вентилятора. А также – принцип его работы и управления скоростью вращения.

Регулировка оборотов осуществляется переключением выводов от двигателя. В этом случае одна из его обмоток имеет ряд отводов (отпаек), переключением которых изменяется количество витков на статоре. При такой схеме нужно измерять до и после переключателя, чтобы выяснить, исправен ли он. Если напряжение ест, а двигатель не вращается, нужно измерить сопротивление его обмоток. Если прибор показывает обрыв, значит, в неисправности виновен двигатель.

Ремонт напольного вентилятора своими рукамиСхема регулировки скорости вентилятора переключением выводов обмотки

Еще один элемент, неисправность которого приводит к остановке вентилятора – это фазосдвигающий конденсатор. В схемах, где он применяется, электродвигатель имеет две обмотки. Одна из них подключена к сети питания напрямую, а другая – через конденсатор, выполняющий сдвиг напряжения на ней по фазе на 90 градусов.

Схема подключения фазосдвигающего конденсатора

При неисправности конденсатора обмотка либо не получает питания, либо сдвига по фазе не происходит. В обоих случаях электродвигатель вращаться не будет. Проверить исправность конденсатора можно мультиметром в режиме измерения сопротивления. При этом нужно выбрать самый большой предел измерений. Конденсатор перед подключением прибора нужно разрядить, замкнув его выводы между собой.

Если в момент касания щупами мультиметра кратковременно появляются показания, а затем он показывает «обрыв», то конденсатор исправен. Если его показания равны нулю или бесконечности и не меняются, то конденсатор вышел из строя и требует замены.

Рабочее напряжение нового конденсатора не должно быть меньше, чем у заменяемого, а емкость – соответствовать исходной. Ее величину рассчитывают применительно к параметрам обмотки электродвигателя, если ее изменить, то угол сдвига фаз будет больше или меньше 90˚, и вентилятор не запустится, либо будет вращаться медленнее.

Внимание, не перепутайте выводы обмоток. Перед отключением отмаркируйте провода и зарисуйте, как они были подключены

Дополнительно сфотографируйте узел перед разборкой.

При обнаружении обрывов обмоток электродвигателя ремонт заканчивается. Можно попробовать отыскать место обрыва или убедиться в том, что обмотка сгорела (на это указывает потемнение цвета изоляции ее проводов). Но перемотка современных бытовых устройств экономически нецелесообразна, а чтобы провести ее в домашних условиях нужно обладать профессиональными навыками обмотчика. Поэтому устройства со сгоревшими электродвигателями можно выкинуть без угрызений совести.

Это же касается неисправностей электронных устройств регулировки оборотов вентиляторов.

Поломки, которые можно устранить самостоятельно в домашних условиях

Деформация лопастей вентилятора

Происходит довольно часто, поскольку сам пропеллер изготовлен из пластика. Лопасти могут деформироваться под воздействием высоких температур. В результате деформации, лопасти задевают за защитную сетку, и возникает характерный неприятный шум. Обычно деформация устраняется вручную, в противном случае, лопасти и защита очень быстро придут в полную негодность.

Деформация защитного ограждения

Появляется, как правило, в результате падения напольного вентилятора. Само ограждение изготовлено из сравнительно тонкой металлической проволоки и включает в себя две части — переднюю и заднюю. Переднюю часть очень легко снять, а вот с задней придется немного повозиться. Пропеллер снимается с вала электродвигателя, после чего откручивается большая пластмассовая гайка и затем снимается само ограждение. После выпрямления, защита собирается в обратном порядке.

Прекращаются повороты в стороны

Основной причиной этого может быть отсоединившийся кривошип. Необходимо разобрать корпус прибора и подтянуть винты крепления, если они ослабли или выкрутились. Кроме того, в режиме поворотов могут наступить перебои. Для выяснения причины проверяется зацепление шестеренок редуктора, а также работа переключателя. При необходимости, редуктор смазывается специальной смазкой. В случае сильного износа детали рекомендуется заменить. При отсутствии деталей для замены, вентилятор можно использовать в обычном режиме, без включения поворотов.

Неисправность выключателя

Может вызвать перебои в работе. Чтобы проверить его состояние, нужно извлечь выключатель и определить состояние контактов. При необходимости, контакты зачищаются наждачной бумагой.

Вентилятор вообще не работает

В этом случае следует проверить исправность электродвигателя. Если выяснится, что электродвигатель неисправен, то ремонт напольных вентиляторов, в данном случае, экономически нецелесообразен.

Я не буду останавливаться на механических неисправностях
таких, как ремонт крыльчатки, корпуса, механизма поворота и т. п. Для устранения этих поломок, просто необходимо изношенную или поломанную деталь восстановить или заменить на новую.

В этой статье будут рассмотрены вопросы по ремонту электротехнической части вентилятора, при которых не включается или работает электромотор с гулом, неприятными запахами паленного или заеданиями. Для рассмотрения будет взята более сложная модель напольного исполнения. Встраиваемые вытяжные вентиляторы конструктивно гораздо проще, из-за отсутствия блока переключения скоростей, поэтому их отремонтировать еще легче. Но ремонт, учитывая цену простой модели вытяжного вентилятора без наворотов нецелесообразен.

Для того что бы найти причину
неисправности вентилятора, необходимо его будет разобрать. Сделать это будет своими руками довольно просто и быстро.Сперва
снимаем защитную решетку, затем лопасти или крыльчатку вентилятора, которая фиксируется гайкой. Далее необходимо снять вторую часть защитной решетки и открутить саморезы крышки.

Вентилятор не поворачивается в стороны

Как починить напольный вентилятор, если он перестал крутиться (поворачиваться) по сторонам? Все дело в кривошипе, крепежные винты которого могут ослабиться или выкрутиться. Чтобы узнать это, потребуется разбирать корпус мотора. Если при работе агрегата повороты корпуса происходят с задержкой или полной остановкой, то следует проверить шестеренки в редукторе на предмет зацепления. Также необходимо проверить сам переключатель редуктора, а именно – перемещение его вверх и вниз.

Разберите редуктор и извлеките главную шестеренку. Вал также придется вытягивать. Нанесите смазку на все подвижные элементы и соберите редуктор. Если шестерни сильно износились, они требуют замены, хотя найти аналоги сломавшихся деталей для вентилятора довольно сложно. В таком случае, придется собрать агрегат без редуктора и пользоваться кулером в обычном режиме, когда воздушные массы будут двигаться в одном направлении.

Аппарат сильно шумит

Поскольку пропеллер агрегата, главная задача которого — создавать поток воздуха, делается из пластика (не всегда качественного), то велика вероятность деформации последнего. Обычно это происходит, если агрегат оставить на долгое время под прямыми солнечными лучами, или возле источника высокой температуры. При деформации нарушается равновесие между лопастями, что и вызывает сильную вибрацию и шум при нормальном потоке воздуха.

Также вибрация вала может появляться из-за разболтавшейся от длительной эксплуатации втулки подшипника скольжения.

Нередко при падении аппарата, когда лопасти крутятся, деформируется защитная решетка. При ударе о нее вращающегося пропеллера, одна из лопастей может сломаться.

Подводя итог, можно сказать, что в разных моделях вентиляторов основные узлы и управляющие элементы могут выглядеть по-другому. Но принципы диагностики и устранения неисправностей от этого не меняются.

Проблемы с лопастями

Поскольку при изготовлении лопастей используется пластик, данная часть вентилятора очень восприимчива к внешним механическим воздействиям. В результате лопасти часто деформируются и ломаются, если за сетку попадают какие-либо посторонние предметы. В таком случае, чтобы починить вентилятор, владельцу нужно демонтировать защитную сетку. Задняя крышка может оставаться на своем месте. Ее снимать нет необходимости. Защитная сетка удерживается специальным зажимом в виде пластикового колпачка. Его легко повернуть одними руками. После того как будет скручен зажим и снята защитная сетка, отсоединяется специальная подкладка, фиксирующая лопасти. Данный этап работы можно выполнить без применения инструментов. Лопасти подлежат замене в том случае, если они очень сильно деформированы. Если же во время работы вентилятора наблюдается незначительное их трение о защитную решетку, то они без труда выравниваются руками. Как утверждают владельцы вентиляторов, пластиковые лопасти гнутся очень легко.

Ремонт напольного вентилятора своими руками

Поиск и устранение неисправностей при ремонте бытового вентилятора

Перед тем как приступать к ремонту
своими руками необходимо изучить принципиальную схему работы устройства.
Как правило, в напольный вентилятор ставится асинхронный электродвигатель, состоящий из восьми обмоток (рабочие и пусковые). Для успешного запуска необходим сдвиг фазы на 90 градусов. Для этих целей устанавливается конденсатор. Работать устройство начинает после нажатии кнопка включения, после чего загорается лампочка индикации и запускается мотор, скорость вращения которого зависит от схемы включения обмоток, за что отвечает переключатель 3 скоростей с механической блокировкой одновременного включения нескольких кнопок, при котором возможно возникновение коротких замыканий.

Перед тем как приступать к проверке электродвигателя:

  1. Сразу необходимо проверить исправность шнура
    подключения к электрической розетке. Для этого необходимо сперва разобрать блок переключателей, а затем с соблюдением мер по электробезопасности мультиметром проверить наличие 220 Вольт на контактах лампочки.
  2. Проверьте исправность конденсатора
    по этой инструкции.
  3. Прозвоните на целостность и проверьте надежность всех контактов проводов и соединений в цепи. Инструкция по прозвонке.
  4. Если при работе вентилятора слышен гул
    или шум, тогда смажьте Литолом или Солидолом пластмассовые детали внутри редуктора через отверстия, которые в нем специально для этого предусмотрены.
  5. Проверьте наличие 220 Вольт
    на выходе с включенной кнопки переключателя.

Агрегат не включается

В этой ситуации может быть 2 варианта: лампочка, означающая готовность агрегата к работе, может загораться или нет. В зависимости от этого, алгоритм диагностики поломки будет отличаться.

Лампочка не горит

Если после включения аппарата в розетку не загорается лампочка, расположенная на его корпусе, и он не запускается, то, первым делом, необходимо проверить, есть ли напряжение в розетке. Делается это просто: возьмите любой электроприбор и включите в эту розетку. Если прибор заработал, значит, нужно искать неисправность в электрической вилке и шнуре.

Для проверки вилки, раскрутите ее и проверьте надежность подсоединения проводов к клеммам. Чтобы проверить кабель, необходимо отсоединить его от контактной колодки аппарата и “прозвонить” тестером. При обнаружении обрыва в жилах кабеля, его следует заменить.

Лампочка горит

Причина такого поведения агрегата, когда горит индикаторная лампочка, но при этом не работает вентилятор, и не слышно никаких звуков, может быть вызвана поломкой блока с кнопками. Для проверки кнопок потребуется разобрать кнопочный блок, находящийся на стойке напольного вентилятора или подставке у настольного аппарата. Но, перед тем, как разобрать аппарат, убедитесь, что он выключен из розетки.

Работа кнопок очень проста: есть положение “вкл” и “выкл”. Необходимо с помощью тестера проверить “выход” и “вход” на каждой клавише.

При обнаружении неисправной кнопки, отремонтировать ее не получится. Поэтому переключатель следует заменить или сделать соединение напрямую. Такой подход к решению проблемы поможет запустить агрегат в работу, если вы находитесь далеко от магазина, например, на даче.

Неисправные переключатели скорости также могут являться причиной, почему не включается вентилятор. Чтобы проверить регулятор, потребуется поставить его в максимальное положение и проверить “вход” и “выход” с помощью того же тестера.

Как починить блок управления?

Самая распространенная проблема у блоков – это поломки червячных передач. Владельцу вентилятора для начала придется снять контактную колодку. В данном случае вынимать электродвижок не обязательно. Большинство моделей электровентиляторов оснащены специальными подкладками, которые прикрывают управленческие блоки. Эти подкладки следует вынимать. Затем, используя отвертку, необходимо полностью выкрутить вал. Лишь после этого извлекается блок управления. Демонтировав заднюю крышку, можно увидеть, в каком состоянии находится червячная передача. Под ней расположен вал контакта. Сопротивление блока проверяется тестером. Полученный параметр должен быть до 50 Ом. Если показания выше, то такой блок управления следует заменить новым.

Самая «популярная» и реальная неисправность

Если взглянуть на упрощенную схему, становится ясно, что одним из важных компонентов является управляющий транзистор T1 выходного каскада (тот самый, который охлаждается радиатором).

Ремонт напольного вентилятора своими руками

Именно он подвержен тепловым перегрузкам, особенно в случае применения посуды меньшего диаметра. Работа схемы устроена таким образом, что при повышенной нагрузке на индукционную катушку, резко увеличивается рабочий ток транзистора. Перегоревшая деталь не обязательно диагностируется визуально, поскольку радиатор на месте, и он эффективен. Поэтому, если есть подозрение на выход транзистора из строя, его необходимо проверить индивидуально.

С помощью мультиметра можно без труда выявить неисправность, и заменить эту ответственную деталь.

Ремонт напольного вентилятора своими руками

Еще один претендент «на вылет» — это силовой конденсатор. На упрощенной схеме он обозначен как Cr. Он работает непосредственно вместе с индукционной катушкой, и также подвержен перегреву.

Ремонт напольного вентилятора своими руками

Алгоритм такой же: если на нем нет следов пробоя, выпаиваем и проверяем с помощью мультиметра.

Неисправности вентиляторов в системах охлаждения автомобилей

Вентилятор включается датчиком, расположенным в системе охлаждения. Реагируя на сигнал, кулер (охладитель) включается и направляет дополнительный поток воздуха для снижения температуры жидкости и мотора. Ряд сбоев связан не поломками самого вентилятора, а с работой электронных датчиков, чутко реагирующих на изменения в системе.

Часто щелкает реле вентилятора

Часто щелкает реле вентилятора в автомобильных системах охлаждения. Причиной может быть, как окисление контактов реле, так и скачки температуры, вызывающие его срабатывание. Диагностике подвергаются:

  • датчик;
  • проводка;
  • цепь у контроллера на управление вентилятором.

Поломка может вызвать повреждения двигателя, так как некорректная работа датчиков вызывает неправильную постановку угла опережения зажигания.

Вентилятор системы охлаждения

Первым делом необходимо заехать на диагностику и прозвонить сканером узлы. При обнаружении поврежденного сегмента, его нужно заменить, установив новый.

Частое включение вентилятора охлаждения

Часто включается вентилятор охлаждения. Нормальным считается, когда периоды простоя вентилятора превышают продолжительность его работы. Если же этот алгоритм нарушается, причины могут быть следующие:

  • засорение системы охлаждения;
  • понижение уровня охлаждающей жидкость в радиаторе;
  • неисправен термостат;
  • не работает помпа;
  • наличие воздушных пробок.

Засорение системы охлаждения

Необходимо промыть термостат и радиатор, долить охлаждающую жидкость, проверить работоспособность помпы водяного насоса и заменить ее при необходимости. Пробки воздуха в радиаторе выгоняют подачей напора сжатого газа. При неисправности датчика, если температура его включения не совпадает с паспортными показателями, нужно заменить прибор.

Не работает вентилятор кондиционера

Причинами, почему не работает , могут быть следующие:

  • неисправна муфта на основном вентиляторе;
  • окислились контакты реле выключателей;
  • перегорели предохранители;
  • окислились клеммы массы питания;
  • недостаточный уровень хладагентов;
  • окислились щетки якоря.

Ремонт вентилятора кондиционера

Лучше заехать к электрику в сервис, чтобы он с мультиметром обследовал состояние кондиционера и выяснил причину поломки.

Снижение температуры запуска вентилятора

В жаркое время года заводские настройки реле включения вентилятора не позволяют полноценно эксплуатировать автомобиль. В пробках двигатель может начать кипеть, что приводить к более серьезным поломкам.

Для того, чтобы снизить температуру включения вентилятора можно применить следующие способы:

  • перепрошить настройки ЭБУ при посещении сервиса;
  • залить антифриз с более высокой температурой кипения, например, 120 градусов;
  • проверить уровень давления и герметичность крышки бачка;
  • поставить маршрутный компьютер с возможностью регулировки температуры включения вентилятора или кнопку принудительного включения.

Более низкая температура позволит запускать вентилятор раньше, что скажется положительно на работе двигателя.

Произвольное включение вентилятора

Вентилятор радиатора должен включаться при высокой температуре двигателя, для его остывания. Однако, иногда происходит произвольное включение устройства, при том, что датчик термостата показывает комфортную температуру в 25-35 градусов.

Забитый воздушный фильтр

Причинами этого могут быть следующие:

  • некачественное топливо, присадки в котором снижают температуру вспышки в двигателе;
  • недостаточный уровень антифриза;
  • забит воздушный фильтр;
  • включен климат-контроль;
  • отказал термовыключатель кулера.

При подозрении на некачественное топливо, нужно замерить температуру выхлопных газов. Сильно загрязненный радиатор промывают обычной водой из шланга.

Следует заехать на диагностику, проверить работоспособность терморегулятора. При необходимости долить или заменить антифриз.

Ремонт напольного вентилятора своими руками: причины поломки, как разобрать

В самые жаркие летние дни, единственным спасением от изнывающего зноя, является обычный напольный вентилятор.

Далеко не каждый может позволить себе полноценную сплит систему или хотя бы мобильный кондиционер.

Но к сожалению, и этот недорогой и доступный ветродуй, время от времени ломается. Особенно летят как семечки китайские модели.

А их на нашем рынке подавляющее большинство. Что же делать, если вентилятор перестал вращаться и работать? Какие у него основные болячки и из-за чего он ломается?

Почему не работает вентилятор

неисправные напольные вентиляторы

Всего можно выделить 5 основных причины выхода из строя напольных вентиляторов:

Главная проблема дешевых моделей, на которую почему-то мало кто обращает внимание — неправильное литье лопастей. Из-за этого происходит дисбаланс, разбиваются подшипники, увеличиваются зазоры.

неправильный угол атаки лопастей вентилятора почему не дует

На это вы повлиять никак не можете, так как уже купили вентилятор с таким изначальным дефектом. Иногда он вроде бы и работает, нормально вращается крыльчатка, но при этом не дует.

То есть, никакого охлаждающего потока воздуха от него нет. Из-за чего это происходит?

угол атаки лопастей вентилятора

Из-за неправильного угла атаки лопастей. Его лепестки деформированы и гоняют воздушный поток по кругу, а не выбрасывают наружу.

Этот эффект может проявиться со временем, после того как вентилятор долго стоял под прямыми лучами солнца и его крыльчатка нагревшись, начала постепенно менять свою форму.

Лечится это только заменой крыльчатки на новую.

плохо работает вентилятор

Наиболее часто встречающейся проблемой, является засохшая смазка или ее недостаток. Вентилятор начинает подклинивать, терять обороты и как следствие, увеличивается нагрузка на двигатель. Ветродуй уже не работает в полную силу.

Движок намотанный тоненькой проволокой в 0,2мм начинает греться и постепенно выгорают обмотки.

Как выявляется подобный дефект? В этом случае вентилятор перестает вращаться. Он гудит, но крыльчатка не крутится.

А еще бывает, что он запускается только на 3-й скорости, а на первые две вовсе не реагирует. Ему просто не хватает мощи, чтобы провернуть вал.

как заводились старые самолеты

Дабы его завести, приходится как на старых самолетах, в наглую раскручивать лопасти.

Кстати, такой же симптом может быть и при повреждении пускового конденсатора. Как же без приборов узнать, какая причина виновата в поломке?

почему не вращается вентилятор грязь и засохшая смазка

Для этого нужно хотя бы добраться до вала двигателя, сняв защитный кожух и лопасти. Если вал от руки будет вращаться с большим трудом, то вините грязь и засохшую смазку.

А если он крутиться легко и у него есть инерция, то скорее всего накрылся кондер. Симптом — включили вентилятор в розетку, а он не крутится. При этом прокручиваете в наглую мотор и он запускается.

Если рукой при работе придержать лопасти вентилятора, он опять может остановиться. Проверяется конденсатор мультиметром, если у него есть соответствующая шкала замера емкости.

Для замены подбирайте новый кондер по таким же параметрам, какие указаны на корпусе старого.

Кстати, еще не до конца высохший конденсатор, также влияет на обороты. Если вы заметили, что они у вас упали и вентилятор стал крутиться медленнее, это звоночек для его проверки.

подшипники скольжения или втулки на напольном вентиляторе

Проблема тугого вращения решается новой смазкой подшипников. Здесь используются, так называемые подшипники скольжения. Кто-то называет их втулками.

Применять шарики в таких конструкциях дороговато, да и гремят со временем они будь здоров. Для ремонта вовсе не обязательно разбирать весь двигатель целиком. Достаточно открутить несколько винтиков и брызнуть в нужные места универсальным аэрозолем WD40.

разборка кожуха

Как же добраться до втулок, не снимая движок? Для начала, откручиваете центральный винт на задней стенке защитного кожуха.

как разобрать вентилятор

Еще один саморез прячется в регулировочной кнопке-рычаге для поворота или стопора головы вентилятора.

После этого, задняя крышка легко снимается со своего места. Что находится под ней? Здесь вы можете увидеть редуктор поворотного механизма, который придает вращение всей голове.

тяга редуктор поворотного механизма вентилятор

Снизу к нему подходит специальная тяга.

пусковой конденсатор двигателя вентилятора

Сверху закреплен пусковой конденсатор движка.

где находится пусковой конденсатор двигателя вентилятора

Кстати, имейте в виду, что в разных моделях его может там и не быть. В этом случае, ищите его возле кнопок переключения скоростей.

как снять редуктор с вентилятора

Чтобы получить доступ к подшипнику двигателя, вам потребуется снять редуктор. Крепится он на трех винтиках, а снизу подпирается тягой.

Скручиваете винты и отсоединяете тягу. После этого редуктор снимается с вала и вы получаете доступ к задней втулке.

универсальная смазка WD40 всегда поможет

Больше ничего раскручивать и разбирать не нужно. Остальное за вас сделает вэдэшка.

смазка подшипника вентилятора смазкой WD40

Одеваете на баллончик WD40 узкую направляющую трубочку и несколько раз пшыкаете в зазор между валом и подшипником.

как смазать вентилятор напольный

После разбрызгивания WD40, рукой проворачиваете вал в разные стороны и немного двигаете его вперед-назад.

удаление засохшей смазки на вентиляторе

Лишняя загустевшая смазка, посторонний мусор и пыль будут постепенно выходить наружу. Эти излишки грязи легко удаляются ватными палочками.

машинное масло и силиконовая смазка для подшипников вентилятора

Если у вас есть густая смазка по типу циатим или литол, желательно нанести ее на червяк редуктора. После этих чистящих процедур, капаете на подшипник с внешней стороны несколько капель масла для швейных машинок.

Только не нужно наносить ее через чур много. Иначе она в последствие растекается по всем местам и на нее налипает пыль, обратно превращаясь в грязь. В итоге вы опять получите клин и проблему с вращением вентилятора.

как смазать подшипник напольного вентилятора

Возле втулок в отдельных моделях ставят войлочные шайбы. Они пропитываются маслом и при нагреве, масло стекает на вал, смазывая его.

Собирается все в обратной последовательности. Тяга — три винта редуктора — внешняя крышка.

Кстати, если через чур затянуть центральный саморез на задней крышке, а это именно саморез, а не винт, он может пройти сквозь пластмассу поворотного редуктора и упереться в вал.

У вас опять будут проблемы с оборотами и заклиниванием. Порой причина поломки бывает банальна и непредсказуема.

колпачок на передней части вентилятора откручивается по часовой стрелке

С задним подшипником разобрались, далее переходите к передней части вентилятора. Здесь по центру стоит защитный колпачок.

Он откручивается, внимание — по часовой стрелке, так как резьба здесь левая.

как добраться до переднего подшипника скольжения на валу вентилятора

Скидываете его и снимаете пропеллер с вала. Вы получаете доступ уже к переднему подшипнику скольжения.

как смазать передний подшипник на вентиляторе

Принцип здесь тот же самый. Сначала выдавливаете и размягчаете старую смазку и грязь вэдэшкой, а потом наносите новую.

После этого одеваете пропеллер обратно и закрываете крышечку. Закончив ремонт, включаете вентилятор на повышенных оборотах, и дав ему поработать так несколько минут, переключаете на ту скорость, которая требуется.

Если повреждение более сложное и простая смазка не помогает, придется разобрать вентилятор по детальнее.

раскручивание вентилятора

Сперва проделываете все махинации по разборке как указано выше. После снятия пропеллера, откручиваете пластиковую переднюю контргайку ,которая располагается сразу за ним, и скидываете всю защитную рамку.

полуразобранный ветродуй

В руках у вас остается сам двигатель и ножка, в которой проходят провода питания и расположен кнопочный механизм.

разбор ноги вентилятора напольного

Разбираете эту ногу выкрутив 6 саморезов.

В первую очередь проверяйте пайку проводов. Вполне возможно один из них, или даже несколько отвалились или отгорели.

Если все цело, как понять какой провод куда идет и за что отвечает? Начинайте проверку с двух проводов от вилки питания.

провод питания подключенный напрямую к двигателю вентилятора

Один из них, пусть это будет черный (как на фото снизу), через лампочку подсветки идет напрямую к двигателю вентилятора.

как подключаются провода на кнопках скоростей вентилятора напольного

Второй провод заходит на нижнюю клемму наборного выключателя (кнопка 0).

клеммная колодка на кнопках скоростей вентилятора напольного

Далее, путем нажатия соответствующих кнопок — 1-я скорость, 2-я, 3-я, замыкаются те или иные контакты переключателя, и тем самым изменяется скорость двигателя.

Каждый провод от этих кнопок идет к своему выводу на обмотке, с большим или меньшим числом витков. Подавая на них напряжение, вы заставляете пропеллер крутиться быстрее или медленнее.

упрощенная схема подключения двигателя вентилятора

Упрощенная схема ветродуя выглядит следующим образом.

Типичные схемы большинства недорогих 3-х скоростных напольных вентиляторов примерно вот такие:

схема подключения напольного вентилятора 3-х скоростного

Нажатие каждой кнопки сопровождается замыканием своей контактной группы.

При этом другая контактная группа в этот момент размыкается.

Иногда эти контакты подгорают или не доходят до своей пластины. Тогда у вас пропадает какая-либо из скоростей.

mini

Проверяется это все элементарно китайским мультиметром, в режиме прозвонки цепи.

Если у вас оборвется самый первый проводок или не будет контакта на нем, то мотор вентилятора просто не запустится. Поэтому при полностью неработающем вентиляторе, проверяйте в первую очередь его.

Если конечно перед этим вы убедились, что исправна сама вилка и шнур питания от нее. Это также вызванивается тестером.

прозвонка скоростей вентилятора мультиметром

Один конец щупов ставите на штырь вилки, а другим прикасаетесь к контактной площадке на кнопке «0». При исправности, должно быть нулевое сопротивление.

проверка мультиметром проводов питания на вентиляторе

Далее можно проверить таким же образом провода на всех скоростях. Контактный щуп на вилку — другой щуп на отходящий провод от соответствующей кнопки скорости к двигателю.

Если везде по нулям, значит переключатель и провода у вас рабочие.

прозвонка проводов на вентиляторе мультиметром

Далее проверяете второй контакт на вилке и тот проводок, который напрямую уходит мимо выключателя на движок. Убедитесь, что здесь шнур у вас тоже целый.

Только после этого можно переходить к проверке обмоток самого двигателя.

На мультиметре выставляете сопротивление в 2000 Ом. Далее, чтобы не выкусывать нигде провода, в месте подключения конденсатора, зачищаете немного изоляцию.

общая точка цепи питания вентилятора

Ищите общую точку цепи, как на схеме внизу.

Найдя ее, вызваниваете сопротивление обмотки. Для этого поочередно касаетесь вторым щупом контактов на переключателе.

схема измерения сопротивления обмоток вентилятора

Примерные значения сопротивления обмоток вентилятора могут быть следующими:

Конечно у разных моделей они могут немного отличаться, но самое главное, чтобы не было обрыва или КЗ. Замеры могут показать как несколько сотен Ом, так и чуть больше 1кОм.

Все зависит от мощности вентилятора и сечения провода.

как измерить сопротивление обмоток двигателя напольного вентилятора

Сопротивление между выводами обмоток будут уже поменьше — 100-200 Ом.

как проверить сопротивление мотора напольного вентилятора

проверка и измерение сопротивления обмоток напольного вентилятора мультиметром

Еще проверяется конденсаторная обмотка и суммарное сопротивление всех обмоток вместе взятых.

Вот самое грамотное и полное видео по проверке работоспособности обмоток вентилятора мультиметром.

Если проверка целостности обмоток также не выявила отклонений и дефектов, идете дальше. Для этого полностью разбираете вентилятор, что называется по косточкам.

как разобрать двигатель вентилятора напольного

Сначала двигатель нужно освободить от всех пластмассовых деталей. Откручиваете 4 винта с лицевой стороны и снимаете крышечку.

как снять крышку с двигателя напольного вентилятора

На новых моделях кроме винтов, еще имеются защелки. Их нужно отогнуть отверткой.

Чтобы отсоединить ногу, нужно найти еще один винтик, который обычно прячется под заглушкой.

как вытащить провода из ножки вентилятора

Ослабляете его и вытаскиваете крепежный вал. Для демонтажа проводов, которые проходят сквозь ногу, их потребуется выкусить или выпаять с клеммников на кнопках скоростей.

При этом запишите или зарисуйте, куда какой изначально подключается.

В итоге у вас в руках должен оказаться голый мотор вентилятора без всего лишнего.

разборка двигателя вентилятора

Разбираем его. Откручиваете винты, стягивающие заднюю крышку.

как разобрать и собрать двигатель напольного вентилятора своими руками

При этом перед разборкой, обязательно на всех крышках и железе ставьте отметки того, как все было собрано изначально.

Иначе после неправильной стыковки, у вас пропадет центровка. Возникнут проблемы с подклиниванием вала и вращением лопастей.

термореле и предохранитель на напольном вентиляторе где стоит

Сняв подшипник, вы добираетесь до самих обмоток. Среди пучка проводов питания, идущих от переключателя, ищите специальное термореле.

Очень часто движок перестает работать после его перегорания. Данное реле должно срабатывать и размыкать цепь, при температуре обмоток в 135-145 градусов.

термопредохранитель на обмотках двигателя напольного вентилятора

После остывания, реле вновь замыкается и вентилятор запускается. Так вот, иногда оно перегорает полностью и фактически играет роль предохранителя.

Если ваш вентилятор стал часто отключаться и самостоятельно запускаться вновь, виновата именно эта защита. Знайте, что просто так она не срабатывает. Это означает, что у вас либо подклинивает вал, либо приходит конец обмоткам и они перегреваются.

Перегрев обмоток может быть связан с разрушением маленькой крыльчатки, которая стоит на валу внутри самого двигателя. Она призвана обдувать и снижать температуру витков.

сравнение устройств защиты от искрения УЗМ 51МД и УЗИС С1 40 что лучше

В самых дешевых моделях термодатчик-реле не ставят, в них все подключено напрямую. Исходя из этого, если ваш «термопредохранитель» сгорел, его можно конечно зашунтировать и запустить ветродуй. Но при этом вы останетесь без защиты от пожара.

как прозвонить и проверить термореле предохранитель на обмотках двигателя напольного вентилятора

Это реле также проверяется тестером.

Между его лапками должна быть цепь в режиме прозвонки.

оборванные жилки проводов на обмотках двигателя вентилятора

Если все детали и релюшки внутри целые, остается внимательно через увеличительное стекло просмотреть обмотки, вал и ротор. Возможно вы увидите оборванные или покоцанные медные жилки.

Такое случается, когда подшипник выскакивает из своего посадочного места и ротор начинает биться по обмоткам.

У современных китайских напольных вентиляторов, довольно часто ослабевает винтовое соединение между двух половинок двигателя. Не забывайте, что вал с обоих сторон, одевается на самоцентрирующие меднографитовые втулки, которые плотно стопорятся в крышках.

сместился вал на двигателе вентилятора ремонт

При их сборке и затягивании, можно легонько постукать молоточком по самому трансформаторному железу, чтобы вал крутился легко, с небольшой инерцией. Кто-то пытается поймать центр самостоятельно и мастерит вот такой тихий ужас.

потертости и царапины на роторе двигателя вентилятора

В конечном итоге вал вываливается из подшипника, в результате чего появляется клин. Как следствие, ротор начинает царапать обмотки и свою поверхность.

Также имейте в виду, что если ваш вентилятор упал и после этого перестал работать и вращаться, то и здесь скорее всего произошел перекос втулок. Ничего другого поломаться от такого падения не может.

не работает вентилятор

Конденсатор от этого не испортится, обмотки залитые лаком не оборвутся. Разве что, некоторые кнопки могут отойти. Но в первую очередь проверяйте соосность подшипников. И тогда все будет работать как надо.

К сожалению, с механическим дефектом обмоток или ротора, а также их внутривитковыми замыканиями, вам самостоятельно не справиться. Перематывать движки дешевых ветродуев не рационально, гораздо проще будет купить новую модель.

Однако это уже последняя стадия проверки, и есть надежда, что вы до нее так и не доберетесь, найдя повреждение где-нибудь в другом месте, методами рассмотренными выше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *