Главная страница » Как разобрать двигатель вентилятора

Как разобрать двигатель вентилятора

  • автор:

Как разобрать двигатель вентилятора

Как бы хорошо ни служила электротехника, рано или поздно она выходит из строя. Особенно часто ломаются те приборы, которые эксплуатируются очень интенсивно. К ним можно причислить бытовой вентилятор. Поломки в данном изделии бывают различные. Владельцу при их возникновении не остается ничего другого, как обращаться в мастерскую. Однако в некоторых случаях можно обойтись и своими силами. Для этого достаточно хорошо знать устройство и принцип действия данного электрооборудования. Информация о том, как выполнить ремонт вентилятора своими руками, представлена в статье.

Устройство электроизделия

Перед тем как приступить к ремонту домашнего вентилятора, желательно ознакомиться с его устройством. В данном электрооборудовании охлаждение осуществляется за счет вращения лопастей.

Местом их крепления стал специальный вал на кривошипах, который приводится в движение при помощи мотора. Вентиляторы оснащаются электродвигателями, которые, в зависимости от модели, могут иметь различную мощность. Запускаются они при помощи статоров. Фланцы используются как опоры для контактных колодок. Вентилятор может оснащаться редуктором. Фиксируется он при помощи прижимной планки. Механизм находится в пластмассовом корпусе на длинной ножке.

Разборка

Ремонт вентилятора требует обязательной разборки оборудования. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  • Открутить крышку вентилятора. Это его передняя часть в виде защитной сетки.
  • Отсоединить пропеллер. Он монтируется на вал мотора при помощи гайки. Так как для нее предусмотрена левосторонняя резьба, вращать гайку нужно по часовой стрелке. По завершении ремонта вентилятора гайка устанавливается обратно путем ее закручивания в обратную сторону.
  • Снять еще одну защитную сетку. Она крепится гайкой в задней части устройства.
  • Снять защитный кожух. Он соединен с рукояткой, осуществляющей регулировку вращения корпуса в изделии, при помощи скрытого болта.

Ремонт двигателя

Вентиляторы в ходе их интенсивной эксплуатации очень сильно перегреваются. Выход из строя мотора считается одной из самых распространенных поломок.

Ремонт вентилятора следует начинать с первичного осмотра. Для этого нужно:

  • Снять крышку с защитной решеткой.
  • Вынуть мотор. Он крепится при помощи четырех болтов.
  • Осмотреть контакты. В случае, если на них имеются потемнения, проблему следует искать в перегоревших контактах. Если потемнения отсутствуют, то мастеру придется движок «прозваниванивать». Поломанный мотор при этом будет издавать гудение.

  • Измерить сопротивление обмоток статора. Нормальным показателем считается 1,2 кОм. Если мотор загудел, но не включился, значит, ему необходима новая перемотка. Это можно сделать в специализированной мастерской. Судя по отзывам некоторых владельцев, столкнувшихся с проблемой сгоревшего движка, самостоятельный ремонт бытового вентилятора при такой поломке невозможен. Многие потребители советуют сразу покупать новый движок, а не нести к мастеру на обмотку старый.

Проблемы с кулером

Часто бывает так, что лопасти вентилятора не крутятся, хотя мотор в изделии совершенно исправен. Причиной может быть:

  • Неисправный конденсатор.
  • На подшипниках отсутствует смазка.

Починка конденсатора

Причиной выхода из строя конденсатора могут быть резкие скачки напряжения в электросети. В этом случае ремонт вентилятора, как обычно, начинается с его разборки. У большинства моделей конденсатор расположен сразу за центральным фланцем. Чтобы его достать, необходимо в первую очередь вынуть движок и разобрать блок питания. В некоторых моделях вентиляторов изъятию конденсатора может препятствовать наличие кривошипа, при котором владельцу придется снимать и фланец.

В данном случае ремонт напольного вентилятора ограничится проверкой емкости конденсатора. Чтобы измерить сопротивление на проводниках, домашнему мастеру придется использовать специальный тестер. Если показания данного прибора будут превышать 50 Ом, то следует приобрести новый конденсатор.

Поломался переключатель скорости

Если вентилятор издает сильный шум во время работы, первое, что следует сделать владельцу, – это проверить исправность регулятора изделия. Расположен он рядом с блоком управления.

Вынуть регулятор просто: достаточно лишь снять заднюю крышку. Управленческий блок будет закрыт контактной колодкой. Она также вынимается. Желательно, чтобы прижимная планка при этом осталась нетронутой. После извлечения блока можно приступить к осмотру регулятора. Очень часто причиной поломки переключателя скоростей может стать отсоединенный проводник. В таком случае нетрудно выполнить ремонт напольного вентилятора своими руками. Используя паяльную лампу, домашний мастер монтирует проводник обратно на место. Случается, что тот просто перегорает. Тогда владельцу вентилятора придется обзавестись новым проводником.

Как починить блок управления?

Самая распространенная проблема у блоков – это поломки червячных передач. Владельцу вентилятора для начала придется снять контактную колодку. В данном случае вынимать электродвижок не обязательно. Большинство моделей электровентиляторов оснащены специальными подкладками, которые прикрывают управленческие блоки. Эти подкладки следует вынимать. Затем, используя отвертку, необходимо полностью выкрутить вал. Лишь после этого извлекается блок управления. Демонтировав заднюю крышку, можно увидеть, в каком состоянии находится червячная передача. Под ней расположен вал контакта. Сопротивление блока проверяется тестером. Полученный параметр должен быть до 50 Ом. Если показания выше, то такой блок управления следует заменить новым.

Как заменить ротор?

Данная процедура для вентиляторов считается редкостью. Но все же вследствие перегрева электродвижка может прийти в негодность и ротор. Чтобы его починить, владельцу сначала нужно отсоединить крышку вентилятора. Местом расположения ротора стала специальная прокладка за валом. Чтобы достать ротор, придется, используя отвертку, вынуть электродвижок. После этого производится первичный осмотр. Очень часто причина поломки заключается в перегоревших проводах. Если они в порядке, значит, поломан сам ротор. Как утверждают многие владельцы, в таком случае его следует сразу же заменить новым. Прокладка при этом может использоваться старая. Устанавливать новый ротор нужно так, чтобы он не соприкасался с электродвижком.

Если поломался диффузор

Причиной выхода из строя данного элемента считается скручивание регулятора. Подобные случаи встречаются очень редко. Починку следует начинать с демонтажа крышки вентилятора. Электродвижок при этом можно оставить на месте. Однако для того чтобы удобнее было работать с блоком управления, некоторые мастера рекомендуют из вентиляторов вынимать центральные фланцы. В противном случае после починки диффузора установить блок обратно на его прежнее место будет проблематично. Диффузор расположен с обратной стороны блока управления. В некоторых моделях вентиляторов диффузоры крепятся при помощи специальных фиксаторов. Вышедший из строя элемент отсоединяется от блока при помощи ножа или отвертки. Мастеру достаточно слегка поддеть диффузор. Неисправный элемент заменяют новым.

Проблемы с лопастями

Поскольку при изготовлении лопастей используется пластик, данная часть вентилятора очень восприимчива к внешним механическим воздействиям. В результате лопасти часто деформируются и ломаются, если за сетку попадают какие-либо посторонние предметы. В таком случае, чтобы починить вентилятор, владельцу нужно демонтировать защитную сетку. Задняя крышка может оставаться на своем месте. Ее снимать нет необходимости. Защитная сетка удерживается специальным зажимом в виде пластикового колпачка. Его легко повернуть одними руками. После того как будет скручен зажим и снята защитная сетка, отсоединяется специальная подкладка, фиксирующая лопасти. Данный этап работы можно выполнить без применения инструментов. Лопасти подлежат замене в том случае, если они очень сильно деформированы. Если же во время работы вентилятора наблюдается незначительное их трение о защитную решетку, то они без труда выравниваются руками. Как утверждают владельцы вентиляторов, пластиковые лопасти гнутся очень легко.

Если поломан фланец

Поскольку при изготовлении фланцев используется пластик, данная часть вентилятора очень восприимчива к ударам. Фланцы приходят в негодность в результате падения электрического изделия. Ремонт начинается с демонтажа защитной крышки. В некоторых моделях фланцы располагаются возле электродвижков. В таком случае доставать блоки управления не нужно. После скручивания кривошипа и извлечения червячной передачи отсоединяется переключатель. Местом расположения фланца является специальная панель, на которую он монтируется четырьмя винтами.

В некоторых моделях вентиляторов фланцы расположены возле блоков управления. В таком случае владельцу придется сначала извлекать прижимную планку, после чего и сам блок. Возле ротора имеется специальная прокладка. Для того чтобы подобраться к фланцу, ее необходимо извлечь. Крепится он двумя винтами.

В заключение

Поломка вентилятора – это не повод обращаться к мастеру. По многочисленным отзывам потребителей, стоимость услуг в специализированных сервисных центрах соизмерима с затратами на приобретение новых частей. Тот, кто желает немного сэкономить, может попытаться починить вентилятор самостоятельно.

Ну вот, вчера разобрал моторчик. Делал с помощником, т.к. тисков нет. В идеале нужны тиски.

Сначала чистим моторчик от грязи и ржавчины. Снимаем с вала шайбочку, стопорное кольцо, за ним пластиковая шайбочка, за ней металлическая шайбочка.

После обязательно нужно нанести метки, можно просто процарапать отверткой на крышках и на корпусе, чтобы при сборке поставить всё правильно.

После нужно развальцевать — отжать "усики", удерживающие переднюю и заднюю крышки мотора. Я бил зубилом и пару усиков срезал — не беда. На фото обведены эти отжатые усики.

Сначала развальцовываем переднюю крышку, затем заднюю.
После ставим отвертку в стык крышки и корпуса и несильными ударами молотка рассоединяем эти две части.

В задней крышке между крышкой и корпусом находится пластик щеточного узла — отвертку нужно направлять между крышкой и пластиком.

После снимаем заднюю крышку и откладываем её в сторону — её трогать не будем.

А переднюю крышку вместе с ротором аккуратно вытягиваем — ротор держат щетки. Вынимаем ротор из щеток и откладываем корпус с щеточным узлом в сторону.

Ложим переднюю крышку между двумя опорами ротором вниз. И через деревянную проставку бьем по валу сверху, чтоб ротор вышел из крышки.

В итоге имеем две крышки и ротор с приржавевшей втулкой.

Пока так оставил, нужно забрызгать WD-ой втулку и вал и скрутить втулку с вала. После заменю втулку на втулку от моторчика печки ВАЗ 2108 — сейчас у меня её нет, но скоро будет.
Продолжение следует.

В данной статье мы рассмотрим такой процесс как снятие вентилятора радиатора ВАЗ 2110. Для чего же его снимать? Ну тут причин может быть множество — начиная от неполадок самого вентилятора, заканчивая тем, чтобы добраться до радиатора.

Что же потребуется для такого ремонта? Всего лишь ключ «на 10» и крестовая отвертка.

Первым делом подготавливаем автомобиль к съему вентилятора, для этого:

  1. Сливаем частично тосол для того, чтобы можно было открутить верхний патрубок радиатора и с него не полилась охлаждающая жидкость.
  2. Откидываем клеммы от аккумулятора и снимаем его.
  3. Срываем с резиновых клипс корпус воздушного фильтра. Для удобства, чтобы он совсем не мешал откручиваем хомут присоединяющегося к нему патрубка и снизу отсоединяем фальгированную гофру.

4. Отсоединяем клемму питания вентилятора.

5. Далее нам пригодиться рожковый или торцовый ключик «на 10». Откручиваем гайку нижнего крепления вентилятора.

6. Теперь верхнего. (В некоторых моделях ВАЗ 2110 идет 2 гайки для крепления вентилятора. В 16-клапанных моделях вверху одна гайка и сбоку).

7. Далее попускаем хомут на верхнем патрубке радиатора и снимаем патрубок.

8. Теперь можно поднять вентилятор вверх.

На этом процесс снятия вентилятора радиатора ВАЗ 2110 окончен.

Далее рассмотрим процесс разбора вентилятора радиатора.

Для этого вида работ помимо ключа «на 10» и отвертки понадобится ключ «на 13».

  1. Используя ключ «на 10» откручиваем двигатель вентилятора от пластмассового кожуха.

2. Вынимаем клипсу, которая держит жгут проводов.

3. Далее, используя ключ «на 13» откручиваем гайку крепления крыльчатки. При этом придерживаем крыльчатку, чтобы она не вращалась.

Вот мы и сняли вентилятор радиатора ВАЗ 2110 с автомобиля и разобрали его.

Канальный вентилятор: как разобрать для профилактики и ремонта? – Zetsila

Обзор канального вентилятора типа К-315L «Systemair»

В качестве примера для обзора «разберём» распространённую конструкцию – канальный вентилятор серии K-315L, отмеченный брендом «Systemair». Аппарат весом 6,6 кг, мощностью 314 Вт, питается однофазным напряжением 220В при потребляемом токе 1,35А. В качестве «пускового» конденсатора используется ёмкость 7 мкФ * 450В.

Канальный вентилятор бренда Systemair модель K315L

. Внешний вид канального осевого вентилятора бренда «Systemair», отмеченного маркой K-315L с открытой электрической коммуникационной коробкой для подключения питания

Как видно по изображению выше, корпус канального вентилятора выполнен из тонкостенной оцинкованной стали. Деталями корпуса являются две стальные «юбки» несколько разной конфигурации по архитектуре.

Эти детали конструкции изготовлены с расчётом сборки цельной конструкции путём соединения одной детали с другой посредством «втулочной насадки». При этом обе половины корпуса дополнительно скрепляются в двух противоположных точках мягкой пайкой.

Если раскрыть (разъединить) эти две половины корпуса, открывается доступ к опорной штанге, на которой непосредственно закрепляется система (электродвигатель и крыльчатка). Однако в большинстве случаев профилактики и ремонта совсем необязательно раскрывать корпус. Вполне допустимо обойтись без разборки.

Канальный вентилятор: профилактика или мелкий ремонт

Обычно после продолжительного времени эксплуатации (2-3 года непрерывной работы) канальный вентилятор утрачивает способности нормальной работы. Как правило, переход канального вентилятора в такое состояние связано с тем, что лопатки крыльчатки и подшипниковый узел попросту накапливают значительное количество загрязнений.

Для производства профилактических работ достаточно:

  • отключить от электрической линии,
  • демонтировать оборудование из системы канала общей вентиляции,
  • установить на ремонтной площадке так, как показано на картинке ниже.

Канальный вентилятор осевой на обслуживании

Положение канального вентилятора для производства технического обслуживания или мелкого ремонта. В таких случаях разбирать (разъединять) корпус не имеет смысла

Традиционно процедура технического (профилактического) обслуживания сопровождается следующими работами:

  • очистка внутренней области канального вентилятора,
  • очистка области узла подшипника,
  • проверка качества подшипника.

Большинство канальных вентиляторов бренда «Systemair», независимо от размерности аппарата, оснащаются подшипниками Z608, закрытыми с двух сторон металлическими шайбами (защита от проникновения пыли, загрязнений). Существуют отечественные аналоги такой серии подшипников:

  • номер 18 открытого типа,
  • номер 60018 закрыт шайбой с одной стороны,
  • номер 80018 закрыт шайбами с двух сторон,
  • номер 180018 закрыт с двух сторон каучуковыми шайбами.

Вал электродвигателя свободно посажен на внутренней обойме подшипника и зафиксирован от осевой подвижки металлическим стопорным кольцом. В качестве компенсационных опорных пружин выступают две фигурных шайбы, которые имеют конусную форму. Шайбы устанавливаются на валу разно-направленно конусами относительно одна другой, после чего уже ставится стопорное кольцо. На картинке ниже эти детали конструкции показаны.

Канальный вентилятор: детали подшипникового узла

Крепёжный элемент (стопорное кольцо) и компенсирующие осевые сдвиги пружинные шайбы, используемые в конструкции канального вентилятора бренда «Systemair»

Когда приходит время профилактики канального вентилятора, сборочные детали подшипникового узла следует снять. При этом необходимо иметь в виду наличие защитной металлической крышки узла.

Иногда эта крышка «прикипает» от времени. Приходится высверливать по центру небольшое отверстие, чтобы снять этот компонент конструкции. После сборки и установки крышки, это отверстие попросту заклеивается скотчем.

При снятых сборочных деталях очистка от загрязнений выполняется более продуктивно. Плюс к этому, появляется возможность проверить непосредственно подшипник Z608 на целостность конструкции. Съём стопорного кольца следует выполнять специальным съёмником.

Канальный вентилятор: характерные неисправности

Исходя из практики применения канального вентилятора, можно отметить две часто проявляющихся неисправности аппарата:

  1. Потеря ёмкости пускового конденсатора,
  2. Нарушение опорных качеств подшипника Z608.

Первый вариант определяется по звуку работы (гул низкого тона), при этом канальный вентилятор не вращается. Такая неисправность устраняется путём замены пусковой ёмкости заведомо исправной.

Пусковой конденсатор канального вентилятора

Конденсатор высоковольтный, включенный в электрическую схему канального вентилятора. Эта деталь достаточно часто становится причиной неработоспособности аппарата

Учитывая, что мощность канальных вентиляторов различная в зависимости от исполнения аппаратов, соответственно, применяются разные по номинальной ёмкости пусковые конденсаторы. Для обзорной модели К-315L, номинал ёмкости составляет 7 мкФ.

Вторая распространённая причина неисправности канального вентилятора – утеря прочности подшипника Z608. По сути, этот компонент может оставаться целым, и внешним видом не даёт оснований для замены.

Однако неисправность именно подшипника легко определяется, если включить аппарат. Разгон крыльчатки при этом выполняется очень медленно, тяжело, а по мере разгона проявляется сильный стук.

Здесь «лечение» аппарата единственное – полная замена подшипника новым экземпляром. Однако для выполнения такой работы придётся разобрать канальный вентилятор полностью:

  • располовинить корпус,
  • снять опорную штангу,
  • снять с опорной штанги двигатель,
  • разобрать подшипниковый узел,
  • заменить подшипник.

Модуль управления канальным вентилятором

Аппараты серии «Systemair», собственно, как и многие другие, комплектуются модулем управления. Что представляет собой такой модуль? По сути, обычную электрическую схему ступенчатого регулирования напряжением. Модуль управления канального вентилятора – это прямоугольный пластиковый ящик небольших размеров, внутри которого установлен обычный трансформатор напряжения.

Модуль управления канальным осевым вентилятором

Внутренний вид модуля управления канальным вентилятором, где располагается трансформатор сетевого напряжения, а также клеммная колодка с предохранителем на линии фазы

Фронтальная панель такого ящика содержит механический переключатель на несколько положений (обычно — 6), а также элемент индикации – светодиод зелёного свечения. Как только переключатель смещается с нулевой отметки на любую из оставшихся пяти, электродвигатель запускается в работу.

Соответственно, в первом (от нулевого) положении, на двигатель аппарата подаётся самое меньшее напряжение, развивается минимальная скорость вращения крыльчатки. В последнем шестом положении (отметка – 5), на контакты электродвигателя поступает максимально напряжение питания (220В). При таком напряжении развивается максимальная скорость вращения крыльчатки.

На практике фактически не отмечалось случаев появления дефектов трансформатора напряжения. Наиболее частой неисправностью блока управления отмечается перегорание предохранителя, а также (несколько реже) выход из строя светодиода индикации. Перегорание предохранителя обычно является своего рода напоминанием относительно необходимости выполнения профилактических работ непосредственно на аппарате.

Видео по теме — воздушная завеса ремонт блока управления

Видеоролик, представленный здесь, можно рассматривать своего рода дополнением к теме воздушного оборудования. В частности на видео рассматривается блок управления воздушной завесы + практика ремонта цепей управления вентилятором:

Просмотр видеоролика будет способствовать пополнению знаний обслуживающего персонала по эксплуатации воздушных завес, учитывая, что достаточно многие конструкции других производителей работают по схожему принципу.

Завершающий штрих обзора

Рассмотренное вентиляционное оборудование видится вполне удачным изделием в плане удобства для конечного пользователя. Важный эксплуатационный момент – это существенно облегчённое по весу оборудование. Аппараты легко разбираются при необходимости, имеют небольшое количество деталей, поддаются ремонту с минимальными затратами материальных и физических ресурсов.

Обратите внимание на близкие темы!

В них рассмотрены и другие приёмы профилактики и ремонта вентиляторов. В частности, описан процесс разборки неразборных вентиляторов с капроновыми фиксаторами и технология восстановления разбитых подшипников скольжения.

Вентилятор для ванной

Эти устройства установлены внутрь вытяжных отверстий. Чаще всего вытяжной механизм выходит из строя из-за перегорания плавких предохранителей, расположенных на двигателе внутри вентилятора. И для ремонта предохранитель необходимо заменить. Для этого нужно добраться до самого двигателя, находящегося в середине. Для разборки понадобится только отвертка.

Алгоритм разбора следующий:

  • Вынуть механизм из стены. Разбирать устройство – довольно тонкая работа, так что добраться до двигателя без снятия вентилятора со стены будет очень затруднительно, плюс есть вероятность нанесения еще большего вреда в процессе разборки.

Вентилятор для ванной собранный

  • Снять защитную пластину. Лицевая защитная часть крепится к механизму, чаще всего, болтами, поэтому снять ее не составит особого труда. Нужно только подобрать соответствующую отвертку.
  • После снятия лицевой пластины перевернуть вентилятор. Необходимо снять защитную пластину с тыльной стороны. К сожалению, тыльная сторона, чаще всего, припаянная к корпусу, поэтому ее придется отрывать. Для сборки механизма обязательно нужно приготовить клей типа «Момент».
  • Снять рабочий агрегат с лопастями. Элемент этот ничем не крепится к корпусу, так как ему необходимо кручение. Поэтому снять его очень просто.
  • Перевернуть устройство. Снять защиту двигателя. Это элемент эллипсоидальной формы, находящийся сразу за лицевой платиной. Он, к сожалению, также, чаще всего, припаян к корпусу, потому его тоже необходимо срывать, а при обратной сборке – приклеивать.
  • Вынуть кабели питания. При снятии защиты можно уже увидеть цель – двигатель. От него через специальные отверстия проходят кабели питания, которые подведены к тыльной части корпуса. Эти кабели нужно вынуть через те самые отверстия.

  • Снова перевернуть механизм. С тыльной стороны, на том месте, где был рабочий лопастной элемент, можно увидеть несколько болтов (как правило, их 2). Этими болтами двигатель крепится к корпусу. Их необходимо выкрутить, и цель будет достигнута.

Добравшись до двигателя, рядом с обмоткой можно найти тот самый плавкий предохранитель. Он легко вынимается и заменяется на новый.

Основные неисправности

Бытовой вентилятор не отличается сложностью конструкции, и принцип его устройства можно увидеть на рисунке ниже.

Если внимательно посмотреть на рисунок, то становится понятно, что выйти из строя в аппарате могут электродвигатель, редуктор, кривошип, переключатель скорости вращения и пропеллер, создающий поток воздуха.

Главное отличие настольного кулера от напольного – это высокая стойка в напольном варианте. В остальном конструкции идентичны.

Итак, основные неисправности, которые вы можете наблюдать у приобретенного вами кулера:

  • агрегат не включается, сетевая лампочка не горит;
  • аппарат не работает, но лампочка горит;
  • лопасти кулера плохо вращаются;
  • агрегат не поворачивается в стороны;
  • кулер издает гудение и не вращается.

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

О конструкции самых неразборных вентиляторов

На этом чертеже изображён разрез узла подшипника неразборного вентилятора.

Фиксатор оси крыльчатки, выполненный из жёсткого пластика, имеет три защёлки капканного типа, которые надёжно удерживают ось.

На конце оси имеется пятка грибовидной формы, которая прижимается к фторопластовой прокладке магнитным полем двигателя. Эти две детали образуют опорный подшипник, предотвращающий осевое биение ротора. В мелких вентиляторах прокладка может отсутствовать.

Втулка подшипника скольжения, фиксируется двумя или тремя защёлками на каркасе двигателя.

Для разборки вентилятора, нам потребуется просверлить одно или два технологических отверстия. Через одно из них можно срезать защёлки, удерживающие втулку подшипника, а через другое выбить ось или ось вместе с фиксатором и втулкой.

Вытяжной вентилятор

Эти вентиляторы установлены внутри кухонных вытяжек, служат для выведения загрязненного воздуха. Основная проблема в работе такого агрегата – это грязь. При эксплуатации вытяжки внутри оседает много грязи и мусора. Это приводит к посторонним шумам вовремя работы вытяжки, а также к возникновению неприятных запахов. Чистку приборов для вытяжных систем, как и всей вытяжки в принципе, рекомендуется проводить, по меньшей мере, один раз в год.

Сложность разбора вытяжного устройства заключается в том, что до самого вентилятора еще надо добраться. Он находится в середине вытяжки, поэтому не разобрав ее, не разберешь вентилятор.

Для разбора вытяжного вентилятора также потребуются только отвертки, соответствующие болтам, крепящим основные элементы вытяжки.

Итак, алгоритм разборки вытяжки и вентилятора:

  • Выключить подачу электропитания к вытяжке.
  • Снять саму вытяжку. К вентилятору можно подобраться только с верхней стороны, которая крепится к трубе. Вытяжку нужно отсоединить. Она может быть прикреплена к трубе непосредственно, или же, например, к шкафу. Крепится вытяжка соединяется болтами, значит для отсоединения нужна соответствующая отвертка.
  • Положить вытяжку на стол. Снять решетку с нижней части. За ней откроется сам вентилятор.

  • Снять защитный кожух механизма. Рабочий механизм, лопасти и двигатель защищены покрывающим кожухом, который прикреплен к корпусу шурупами. Положить вытяжку чтоб была видна верхняя сторона. На ней нужно найти шурупы, скрепляющие кожух с корпусом. Эти шурупы могут быть плохо заметны из-за грязи, поэтому необходимо внимательно осмотреть корпус. Должно быть, как минимум, 4 шт.
  • Перевернуть отсоединенный кожух. За ним находится, собственно, сам вентилятор. Рабочий лопастной элемент крепится к кожуху одним болтом по оси верчения. Иногда может быть прикреплен гайкой.
  • После снятия рабочего элемента открывается доступ к двигателю. Он присоединен к корпусу аналогично двигателю вентилятора для ванной – двумя болтами с тыльной стороны. На болтах могут быть защитные резиновые колпаки.

После отсоединения двигателя можно приступить к чистке кожуха, корпуса, рабочего элемента и т.д. Перед обратной сборкой важно проверить соединительные узлы на наличие коррозии во избежание их разрушения под собственной массой вытяжки. Если сравнить алгоритм с разборкой вентиляторов для ванной, то в данном случае не придется ничего отрывать, и, соответственно, приклеивать. Все соединяется болтами, а, значит, может быть разобрано без разрушения.

Крепление рабочего механизма

Лопасти кулера плохо вращаются

В случае, когда вентилятор не тянет и плохо гонит воздух, потребуется разобрать корпус, в котором находится мотор. Иногда тот факт, что не крутится пропеллер, может сигнализировать о недостаточности смазки в подшипнике скольжения, установленного в электродвигателе.

Разборка вентилятора происходит следующим образом.

  1. Сначала требуется открутить защитную сетку (переднюю ее часть) и снять ее.
  2. После сетки, отсоедините пропеллер. Он может быть прикручен к валу мотора гайкой с левой резьбой. То есть, чтобы открутить гайку, вращайте ее по часовой стрелке, а для ее закручивания – против часовой стрелки.
  3. Снимите заднюю защитную сетку, открутив еще одну гайку.
    Разборка вентилятора
  4. Открутите весь крепеж, удерживающий кожух агрегата. Иногда в рукоятке для регулировки вращения корпуса находится еще один болтик. Если его не открутить, не получится снять кожух моторчика.
  5. Теперь, кода двигатель открыт, следует капнуть несколько капель машинного масла (лучше использовать веретенное масло) на втулку (указано красной стрелкой) и провернуть вал несколько раз в разных направлениях, чтобы смазка впиталась внутрь.
    Втулку
  6. После этой процедуры возобновляется легкое вращение вала. Соберите корпус мотора в обратном порядке.
  7. Включите агрегат и проверьте силу потока воздуха.

Вентилятор не поворачивается в стороны

Как починить напольный вентилятор, если он перестал крутиться (поворачиваться) по сторонам? Все дело в кривошипе, крепежные винты которого могут ослабиться или выкрутиться. Чтобы узнать это, потребуется разбирать корпус мотора. Если при работе агрегата повороты корпуса происходят с задержкой или полной остановкой, то следует проверить шестеренки в редукторе на предмет зацепления. Также необходимо проверить сам переключатель редуктора, а именно – перемещение его вверх и вниз.

Разберите редуктор и извлеките главную шестеренку. Вал также придется вытягивать. Нанесите смазку на все подвижные элементы и соберите редуктор. Если шестерни сильно износились, они требуют замены, хотя найти аналоги сломавшихся деталей для вентилятора довольно сложно. В таком случае, придется собрать агрегат без редуктора и пользоваться кулером в обычном режиме, когда воздушные массы будут двигаться в одном направлении.

Собираем вентилятор

11.jpg

Вырезаем прокладку из фторопластовой ленты, используя пробойник, диаметром равным, диаметру втулки подшипника.

Вставляем в полость прокладку.

12.jpg

В фиксаторе оси удаляем защёлки с помощью надфиля.

13.jpg

Устанавливаем фиксатор на место.

14.jpg

Вставляем в полость втулку подшипника.

15.jpg

Закрепляем втулку каплей клея.

16.jpg

Когда клей подсохнет, наносим смазку.

17.jpg

Устанавливаем крыльчатку на место.

18.jpg

И наконец, проверяем работоспособность вентилятора.

00.jpg
Как разобрать, смазать, а потом собрать вентилятор, если он начал шуметь больше обычного. Если один из вентиляторов, начал шуметь или тарахтеть больше обычного, то причина, как правило, заключается либо в износе подшипника, либо в отсутствии смазки.
В вентиляторах используется всего два вида подшипников: подшипники скольжения, в том числе гидроподшипники, и качения — шарикоподшипники. Есть ещё варианты, когда вал вентилятора поддерживается дополнительно магнитным полем и т.д., но это обстоятельство никак не отражается на профилактическом обслуживании и ремонте вентиляторов.

У всех вентиляторах применяемых нет коллектора, а используется электронный коммутатор обмоток. Поэтому, основными деталями подверженными механическому износу являются подшипники.

Вентиляторы на шарикоподшипниках

В таких вентиляторах износу могут быть подвергнуты, как сами шарикоподшипники в количестве две штуки, так и посадочные места в которые они установлены, но последнее случается реже. В первую очередь изнашивается тот шарикоподшипник, который находится со стороны крыльчатки, так как он испытывает большие нагрузки.

В большинстве вентиляторов используются радиальные шарикоподшипники, причём, в конструкции бюджетных вентиляторов не предусмотрена возможность выборки радиального и осевого люфтов. Это приводит к преждевременному износу шарикоподшипников и увеличению шума всего вентилятора.

Ремонт вентилятора на шарикоподшипниках целесообразен только в случаях, когда нет возможности найти ему подходящую замену. Таким вентилятором, например, может быть вентилятор необычной конструкции для ноутбука или видеокарты. В этих случаях можно подобрать похожий по размерам новый вентилятор и переставить из него шарикоподшипники взамен изношенных, если они конечно туда подойдут.

Вентиляторы на подшипниках скольжения

На схеме ниже показан вентилятор на подшипнике скольжения в разрезе.

01-440x180.png

вентилятор на подшипнике скольжения

1 крыльчатка,
2 корпус,
3 постоянный магнит,
4 печатная плата с элементами управления,
5 статор с обмотками,
6 стопорное кольцо,
7 вал,
8, 10 маслосбойные кольца,
9 втулка подшипника.

Здесь износу подвергается вал мотора и втулка подшипника. Причём, в большинстве вентиляторов, используется всего одна втулка, которая охватывает всю свободную длину вала. Однако, в отличие от миниатюрных шарикоподшипников, у подшипников скольжения нагрузка распределяется по значительной площади поверхности подшипника, что при наличии смазки делает эти устройства довольно надёжными в эксплуатации.

Причины, по которым начинают шуметь не выработавшие свой ресурс вентиляторы, собранные на подшипниках скольжения, следующие: высыхание смазки, вытекание смазки, использование некачественной смазки и отсутствие смазки (бывает и такое).

Обычный бюджетный вентилятор, работающий по 12 и более часов в сутки, желательно смазывать не реже, чем один раз в год при первой ревизии и через полгода при каждой очередной. Чем чаще делается подобная профилактика, тем меньше износ подшипников и соответствующий ему шум вентилятора.

Вентиляторы, работающие от пониженного напряжения питания, можно смазывать чуть реже. Высокооборотные вентиляторы малого размера следует смазывать в два раза чаше крупных корпусных и процессорных вентиляторов.

Инструменты, которые понадобиться при сборке-разборке и чистке вентилятора:

0210.jpg

Для разборки вентилятора сначала удаляем фирменную этикетку. Затем удаляем резиновую заглушку. (В мелких вентиляторах её функции может выполнять этикетка).

032.jpg

Удаляем фирменную этикетку

Далее острым скальпелем расширяем зазор стопорной шайбы. Вставляем в зазор тонкую отвёртку и раздвигаем концы шайбы в разные стороны.

042.jpg

расширяем зазор стопорной шайбы

Теперь можно удалить стопорную шайбу при помощи той же отвертки или пинцета. Настоятельно рекомендуется перед окончательным удалением стопорной шайбы накрыть её вместе с инструментом кусочком ткани. Это предотвратит потерю шайбы.

052.jpg

Удаляем стопорную шайбу

Удаляем резиновое кольцо. Выталкиваем отвёрткой или шилом вал из подшипника.

062.jpg

Удаляем резиновое кольцо

Удаляем второе резиновое кольцо. На рисунке справа минимальный набор мелких деталей, которые должны быть использованы при последующей сборке. Это два резиновых маслосбойных кольца и стопорная шайба (если вы её ещё не потеряли). В некоторых моделях вентиляторов может дополнительно быть одна или две фторопластовые шайбы.

07.jpg

Удаляем второе резиновое кольцо

Теперь следует кисточкой очистить корпус вентилятора и крыльчатку от пыли, а кусочком хлопчатобумажной ткани все детали подшипника от следов старой смазки.

Застарелую органическую смазку можно удалить бензином, а силиконовую ацетоном, но при этом следует соблюдать осторожность, так как подобные растворители могут испортить внешний вид пластмассовых изделий некоторых вентиляторов. В этом плане самым безобидным растворителем является спирт, но он плохо растворяет жиры.

Наносим несколько капель смазки в область подшипника и вала, предварительно надев первое малосбойное резиновое кольцо. Количество масла удобно дозировать мелкой отвёрткой соответствующего размера. Чем шире жало отвёртки, тем крупнее капля масла.

08.jpg

Наносим несколько капель смазки в область подшипника и вала

Вставляем вал в подшипник. Подкладываем под крыльчатку что-нибудь вроде этого кольца на рисунке справа, чтобы её (крыльчатку) можно было вдавить внутрь корпуса вентилятора. Это нам поможет при установке стопорной шайбы.

09.jpg

Вставляем вал в подшипник

Добавляем ещё пару капель смазки со стороны вылета вала и одеваем второе маслосбойное кольцо.

10.jpg

Добавляем ещё пару капель смазки со стороны вылета вала

Надеваем стопорную шайбу на самый конец вала и затем проталкиваем её в дальше в зазор. При этом нужно пальцами прикрыть пинцет и шайбу так, чтобы ей не было больше куда деваться, кроме движения вниз. Это предотвратит потерю шайбы.

11.jpg

Надеваем стопорную шайбу на самый конец вала

После установки стопрной шайбы можно устанавить на место заглушку и фирменную этикетку.

12.jpg

Устанавливаем на место заглушку и фирменную этикетку

Масло для смазки подшипников скольжения

Ни в коем случае не используйте для смазки вентиляторов пищевое растительное масло, густые смазки и технический вазелин!

Можно использовать, машинное, веретённое, силиконовое, синтетическое, минеральное, бытовое и другие масла продающиеся в розничной сети. Если о масле известно больше, чем просто название, то нам подойдёт масло предназначенное для смазки высокооборотных подшипников скольжения.

Смазочные материалы отличаются по куче разных параметров, но большинство из них мы не можем проверить.

Однако есть один важный параметр, который легко определить на глаз, это вязкость. Даже болтая пузырьки с маслами разной вязкости можно определить, какое из них более вязкое. Косвенным подтверждением может служить и размер капли, который удерживается на рабочей поверхности отвёртки.

Масло с низкой вязкостью может вытечь из подшипника не имеющего сальников (а их нет в большинстве бюджетных вентиляторов), а с очень высокой вязкостью может затруднить вращение ротора мотора.

Однако любая смазка лучше, чем её отсутствие.

Аппарат сильно шумит

Поскольку пропеллер агрегата, главная задача которого — создавать поток воздуха, делается из пластика (не всегда качественного), то велика вероятность деформации последнего. Обычно это происходит, если агрегат оставить на долгое время под прямыми солнечными лучами, или возле источника высокой температуры. При деформации нарушается равновесие между лопастями, что и вызывает сильную вибрацию и шум при нормальном потоке воздуха.

Также вибрация вала может появляться из-за разболтавшейся от длительной эксплуатации втулки подшипника скольжения.

Нередко при падении аппарата, когда лопасти крутятся, деформируется защитная решетка. При ударе о нее вращающегося пропеллера, одна из лопастей может сломаться.

Подводя итог, можно сказать, что в разных моделях вентиляторов основные узлы и управляющие элементы могут выглядеть по-другому. Но принципы диагностики и устранения неисправностей от этого не меняются.

404 — Ничего не найдено!

Страница не найдена

К сожалению, мы не смогли найти запрашиваемую страницу. Произойти это могло по одной из следующих причин:

  • Страница была удалена администратором сайта.
  • Вы перешли по неверной ссылке, размещенной на просторах интернета.
  • Вы ввели неверный адрес страница в строке браузера.

В любом случае — не огорчайтесь, ведь ничего страшного не произошло.

Сейчас мы предлагаем Вам перейти на главную страницу нашего сайта, а затем, воспользовавшись навигацией сайта, выбрать нужный раздел.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *