Главная страница » Как разобрать вентилятор сайлент

Как разобрать вентилятор сайлент

  • автор:

Канальный вентилятор: как разобрать для профилактики и ремонта?

Главная страница » Канальный вентилятор: как разобрать для профилактики и ремонта?

Канальный вентилятор: как разобрать для профилактики и ремонта?

Аппарат инженерных коммуникаций – канальный вентилятор, устройство довольно распространённое, часто применяемое в системах вентиляции. Такого рода техника отличается малым весом, простой конструкцией, но при этом является вполне эффективным воздушно-вытяжным (или приточным) устройством. Главное предназначение канальных вентиляторов – использование в системах промышленных предприятий, а также в системах различных сервисных служб бытового назначения. Будучи механическими аппаратами, канальные вентиляторы, как и любые другие, требуют обслуживания и ремонта в процессе эксплуатации. Рассмотрим – как разобрать канальный вентилятор, предоставив читателям своего рода механический обзор.

Обзор канального вентилятора типа К-315L «Systemair»

В качестве примера для обзора «разберём» распространённую конструкцию – канальный вентилятор серии K-315L, отмеченный брендом «Systemair». Аппарат весом 6,6 кг, мощностью 314 Вт, питается однофазным напряжением 220В при потребляемом токе 1,35А. В качестве «пускового» конденсатора используется ёмкость 7 мкФ * 450В.

Канальный вентилятор бренда Systemair модель K315L

. Внешний вид канального осевого вентилятора бренда «Systemair», отмеченного маркой K-315L с открытой электрической коммуникационной коробкой для подключения питания

Как видно по изображению выше, корпус канального вентилятора выполнен из тонкостенной оцинкованной стали. Деталями корпуса являются две стальные «юбки» несколько разной конфигурации по архитектуре.

Эти детали конструкции изготовлены с расчётом сборки цельной конструкции путём соединения одной детали с другой посредством «втулочной насадки». При этом обе половины корпуса дополнительно скрепляются в двух противоположных точках мягкой пайкой.

Если раскрыть (разъединить) эти две половины корпуса, открывается доступ к опорной штанге, на которой непосредственно закрепляется система (электродвигатель и крыльчатка). Однако в большинстве случаев профилактики и ремонта совсем необязательно раскрывать корпус. Вполне допустимо обойтись без разборки.

Канальный вентилятор: профилактика или мелкий ремонт

Обычно после продолжительного времени эксплуатации (2-3 года непрерывной работы) канальный вентилятор утрачивает способности нормальной работы. Как правило, переход канального вентилятора в такое состояние связано с тем, что лопатки крыльчатки и подшипниковый узел попросту накапливают значительное количество загрязнений.

Для производства профилактических работ достаточно:

  • отключить от электрической линии,
  • демонтировать оборудование из системы канала общей вентиляции, на ремонтной площадке так, как показано на картинке ниже.

Традиционно процедура технического (профилактического) обслуживания сопровождается следующими работами:

  • очистка внутренней области канального вентилятора,
  • очистка области узла подшипника,
  • проверка качества подшипника.

Большинство канальных вентиляторов бренда «Systemair», независимо от размерности аппарата, оснащаются подшипниками Z608, закрытыми с двух сторон металлическими шайбами (защита от проникновения пыли, загрязнений). Существуют отечественные аналоги такой серии подшипников:

  • номер 18 открытого типа,
  • номер 60018 закрыт шайбой с одной стороны,
  • номер 80018 закрыт шайбами с двух сторон,
  • номер 180018 закрыт с двух сторон каучуковыми шайбами.

Вал электродвигателя свободно посажен на внутренней обойме подшипника и зафиксирован от осевой подвижки металлическим стопорным кольцом. В качестве компенсационных опорных пружин выступают две фигурных шайбы, которые имеют конусную форму. Шайбы устанавливаются на валу разно-направленно конусами относительно одна другой, после чего уже ставится стопорное кольцо. На картинке ниже эти детали конструкции показаны.

Канальный вентилятор: детали подшипникового узла

Крепёжный элемент (стопорное кольцо) и компенсирующие осевые сдвиги пружинные шайбы, используемые в конструкции канального вентилятора бренда «Systemair»

Когда приходит время профилактики канального вентилятора, сборочные детали подшипникового узла следует снять. При этом необходимо иметь в виду наличие защитной металлической крышки узла.

Иногда эта крышка «прикипает» от времени. Приходится высверливать по центру небольшое отверстие, чтобы снять этот компонент конструкции. После сборки и установки крышки, это отверстие попросту заклеивается скотчем.

При снятых сборочных деталях очистка от загрязнений выполняется более продуктивно. Плюс к этому, появляется возможность проверить непосредственно подшипник Z608 на целостность конструкции. Съём стопорного кольца следует выполнять специальным съёмником.

Канальный вентилятор: характерные неисправности

Исходя из практики применения канального вентилятора, можно отметить две часто проявляющихся неисправности аппарата:

  1. Потеря ёмкости пускового конденсатора,
  2. Нарушение опорных качеств подшипника Z608.

Первый вариант определяется по звуку работы (гул низкого тона), при этом канальный вентилятор не вращается. Такая неисправность устраняется путём замены пусковой ёмкости заведомо исправной.

Пусковой конденсатор канального вентилятора

Конденсатор высоковольтный, включенный в электрическую схему канального вентилятора. Эта деталь достаточно часто становится причиной неработоспособности аппарата

Учитывая, что мощность канальных вентиляторов различная в зависимости от исполнения аппаратов, соответственно, применяются разные по номинальной ёмкости пусковые конденсаторы. Для обзорной модели К-315L, номинал ёмкости составляет 7 мкФ.

Вторая распространённая причина неисправности канального вентилятора – утеря прочности подшипника Z608. По сути, этот компонент может оставаться целым, и внешним видом не даёт оснований для замены.

Однако неисправность именно подшипника легко определяется, если включить аппарат. Разгон крыльчатки при этом выполняется очень медленно, тяжело, а по мере разгона проявляется сильный стук.

Здесь «лечение» аппарата единственное – полная замена подшипника новым экземпляром. Однако для выполнения такой работы придётся разобрать канальный вентилятор полностью:

  • располовинить корпус,
  • снять опорную штангу,
  • снять с опорной штанги двигатель,
  • разобрать подшипниковый узел,
  • заменить подшипник.

Модуль управления канальным вентилятором

Аппараты серии «Systemair», собственно, как и многие другие, комплектуются модулем управления. Что представляет собой такой модуль? По сути, обычную электрическую схему ступенчатого регулирования напряжением. Модуль управления канального вентилятора – это прямоугольный пластиковый ящик небольших размеров, внутри которого установлен обычный трансформатор напряжения.

Модуль управления канальным осевым вентилятором

Внутренний вид модуля управления канальным вентилятором, где располагается трансформатор сетевого напряжения, а также клеммная колодка с предохранителем на линии фазы

Фронтальная панель такого ящика содержит механический переключатель на несколько положений (обычно — 6), а также элемент индикации – светодиод зелёного свечения. Как только переключатель смещается с нулевой отметки на любую из оставшихся пяти, электродвигатель запускается в работу.

Соответственно, в первом (от нулевого) положении, на двигатель аппарата подаётся самое меньшее напряжение, развивается минимальная скорость вращения крыльчатки. В последнем шестом положении (отметка – 5), на контакты электродвигателя поступает максимально напряжение питания (220В). При таком напряжении развивается максимальная скорость вращения крыльчатки.

На практике фактически не отмечалось случаев появления дефектов трансформатора напряжения. Наиболее частой неисправностью блока управления отмечается перегорание предохранителя, а также (несколько реже) выход из строя светодиода индикации. Перегорание предохранителя обычно является своего рода напоминанием относительно необходимости выполнения профилактических работ непосредственно на аппарате.

Видео по теме — воздушная завеса ремонт блока управления

Видеоролик, представленный здесь, можно рассматривать своего рода дополнением к теме воздушного оборудования. В частности на видео рассматривается блок управления воздушной завесы + практика ремонта цепей управления вентилятором:

Просмотр видеоролика будет способствовать пополнению знаний обслуживающего персонала по эксплуатации воздушных завес, учитывая, что достаточно многие конструкции других производителей работают по схожему принципу.

Завершающий штрих обзора

Рассмотренное вентиляционное оборудование видится вполне удачным изделием в плане удобства для конечного пользователя. Важный эксплуатационный момент – это существенно облегчённое по весу оборудование. Аппараты легко разбираются при необходимости, имеют небольшое количество деталей, поддаются ремонту с минимальными затратами материальных и физических ресурсов.

КРАТКИЙ БРИФИНГ

Z-Сила — публикации материалов интересных полезных для социума. Новости технологий, исследований, экспериментов мирового масштаба. Социальная мульти-тематическая информация — СМИ .

Тарахтит вентилятор? Как разобрать и смазать вентилятор


Как разобрать, смазать, а потом собрать вентилятор, если он начал шуметь больше обычного. Если один из вентиляторов, начал шуметь или тарахтеть больше обычного, то причина, как правило, заключается либо в износе подшипника, либо в отсутствии смазки.
В вентиляторах используется всего два вида подшипников: подшипники скольжения, в том числе гидроподшипники, и качения — шарикоподшипники. Есть ещё варианты, когда вал вентилятора поддерживается дополнительно магнитным полем и т.д., но это обстоятельство никак не отражается на профилактическом обслуживании и ремонте вентиляторов.

У всех вентиляторах применяемых нет коллектора, а используется электронный коммутатор обмоток. Поэтому, основными деталями подверженными механическому износу являются подшипники.

Вентиляторы на шарикоподшипниках

В таких вентиляторах износу могут быть подвергнуты, как сами шарикоподшипники в количестве две штуки, так и посадочные места в которые они установлены, но последнее случается реже. В первую очередь изнашивается тот шарикоподшипник, который находится со стороны крыльчатки, так как он испытывает большие нагрузки.

В большинстве вентиляторов используются радиальные шарикоподшипники, причём, в конструкции бюджетных вентиляторов не предусмотрена возможность выборки радиального и осевого люфтов. Это приводит к преждевременному износу шарикоподшипников и увеличению шума всего вентилятора.

Ремонт вентилятора на шарикоподшипниках целесообразен только в случаях, когда нет возможности найти ему подходящую замену. Таким вентилятором, например, может быть вентилятор необычной конструкции для ноутбука или видеокарты. В этих случаях можно подобрать похожий по размерам новый вентилятор и переставить из него шарикоподшипники взамен изношенных, если они конечно туда подойдут.

Вентиляторы на подшипниках скольжения

На схеме ниже показан вентилятор на подшипнике скольжения в разрезе.

вентилятор на подшипнике скольжения

1 крыльчатка,
2 корпус,
3 постоянный магнит,
4 печатная плата с элементами управления,
5 статор с обмотками,
6 стопорное кольцо,
7 вал,
8, 10 маслосбойные кольца,
9 втулка подшипника.

Здесь износу подвергается вал мотора и втулка подшипника. Причём, в большинстве вентиляторов, используется всего одна втулка, которая охватывает всю свободную длину вала. Однако, в отличие от миниатюрных шарикоподшипников, у подшипников скольжения нагрузка распределяется по значительной площади поверхности подшипника, что при наличии смазки делает эти устройства довольно надёжными в эксплуатации.

Причины, по которым начинают шуметь не выработавшие свой ресурс вентиляторы, собранные на подшипниках скольжения, следующие: высыхание смазки, вытекание смазки, использование некачественной смазки и отсутствие смазки (бывает и такое).

Обычный бюджетный вентилятор, работающий по 12 и более часов в сутки, желательно смазывать не реже, чем один раз в год при первой ревизии и через полгода при каждой очередной. Чем чаще делается подобная профилактика, тем меньше износ подшипников и соответствующий ему шум вентилятора.

Вентиляторы, работающие от пониженного напряжения питания, можно смазывать чуть реже. Высокооборотные вентиляторы малого размера следует смазывать в два раза чаше крупных корпусных и процессорных вентиляторов.

Инструменты, которые понадобиться при сборке-разборке и чистке вентилятора:

Для разборки вентилятора сначала удаляем фирменную этикетку. Затем удаляем резиновую заглушку. (В мелких вентиляторах её функции может выполнять этикетка).

Удаляем фирменную этикетку

Далее острым скальпелем расширяем зазор стопорной шайбы. Вставляем в зазор тонкую отвёртку и раздвигаем концы шайбы в разные стороны.

расширяем зазор стопорной шайбы

Теперь можно удалить стопорную шайбу при помощи той же отвертки или пинцета. Настоятельно рекомендуется перед окончательным удалением стопорной шайбы накрыть её вместе с инструментом кусочком ткани. Это предотвратит потерю шайбы.

Удаляем стопорную шайбу

Удаляем резиновое кольцо. Выталкиваем отвёрткой или шилом вал из подшипника.

Удаляем резиновое кольцо

Удаляем второе резиновое кольцо. На рисунке справа минимальный набор мелких деталей, которые должны быть использованы при последующей сборке. Это два резиновых маслосбойных кольца и стопорная шайба (если вы её ещё не потеряли). В некоторых моделях вентиляторов может дополнительно быть одна или две фторопластовые шайбы.

Удаляем второе резиновое кольцо

Теперь следует кисточкой очистить корпус вентилятора и крыльчатку от пыли, а кусочком хлопчатобумажной ткани все детали подшипника от следов старой смазки.

Застарелую органическую смазку можно удалить бензином, а силиконовую ацетоном, но при этом следует соблюдать осторожность, так как подобные растворители могут испортить внешний вид пластмассовых изделий некоторых вентиляторов. В этом плане самым безобидным растворителем является спирт, но он плохо растворяет жиры.

Наносим несколько капель смазки в область подшипника и вала, предварительно надев первое малосбойное резиновое кольцо. Количество масла удобно дозировать мелкой отвёрткой соответствующего размера. Чем шире жало отвёртки, тем крупнее капля масла.

Наносим несколько капель смазки в область подшипника и вала

Вставляем вал в подшипник. Подкладываем под крыльчатку что-нибудь вроде этого кольца на рисунке справа, чтобы её (крыльчатку) можно было вдавить внутрь корпуса вентилятора. Это нам поможет при установке стопорной шайбы.

Вставляем вал в подшипник

Добавляем ещё пару капель смазки со стороны вылета вала и одеваем второе маслосбойное кольцо.

Добавляем ещё пару капель смазки со стороны вылета вала

Надеваем стопорную шайбу на самый конец вала и затем проталкиваем её в дальше в зазор. При этом нужно пальцами прикрыть пинцет и шайбу так, чтобы ей не было больше куда деваться, кроме движения вниз. Это предотвратит потерю шайбы.

Надеваем стопорную шайбу на самый конец вала

После установки стопрной шайбы можно устанавить на место заглушку и фирменную этикетку.

Устанавливаем на место заглушку и фирменную этикетку

Масло для смазки подшипников скольжения

Ни в коем случае не используйте для смазки вентиляторов пищевое растительное масло, густые смазки и технический вазелин!

Можно использовать, машинное, веретённое, силиконовое, синтетическое, минеральное, бытовое и другие масла продающиеся в розничной сети. Если о масле известно больше, чем просто название, то нам подойдёт масло предназначенное для смазки высокооборотных подшипников скольжения.

Смазочные материалы отличаются по куче разных параметров, но большинство из них мы не можем проверить.

Однако есть один важный параметр, который легко определить на глаз, это вязкость. Даже болтая пузырьки с маслами разной вязкости можно определить, какое из них более вязкое. Косвенным подтверждением может служить и размер капли, который удерживается на рабочей поверхности отвёртки.

Масло с низкой вязкостью может вытечь из подшипника не имеющего сальников (а их нет в большинстве бюджетных вентиляторов), а с очень высокой вязкостью может затруднить вращение ротора мотора.

Установка вентилятора в ванной комнате своими руками

Сегодня я расскажу о том, как проще всего и в тоже время надежно, без сверления плитки и без использования специализированного инструмента, можно самому установить вытяжной вентилятор в ванной комнате .

В качестве примера монтажа, используется бытовой осевой вентилятор S&P Silent 100 . К слову это удачная, довольно популярная модель, пользующаяся заслуженным успехом у потребителей, а главное очень тихая, уровень шума всего 26 дБ . Своим клиентам, я советую именно этот вытяжной вентилятор к установке в ванных комнатах, туалетах и санузлах.

Бытовой осевой вентилятор S&P Silent 100

Число «100» в названии означает диаметр воздуховода, поэтому прибор подходит для установки в вентиляционные каналы диаметром 100мм – 140мм. При этом отверстие вентканала может быть хоть круглое,

Установка вытяжного вентилятора в круглые вентиляционный канал

так и квадратное, главное, чтобы соблюдались размеры – не меньше 100мм и не больше 140мм .

Максимальный же размер вентиляционного канала, который перекроет вытяжной вентилятор, можно определить по его габаритным размерам, а именно высоте и ширине. У вентилятора Silent 100 это 158 x 158 мм, с учетом необходимости оставить место для того, чтобы закрепить прибор, а этом как минимум 5-10мм с каждой стороны, и определяется максимально допустимый размер куда возможна установка.

Вентканал в ванной комнате для установки вытяжного вентилятора

Для установки и подключения вытяжного вентилятора, вам заранее необходимо подвести питание, схемы подключения здесь могут быть самые разнообразные, подойдут любые применяемые в освещении (через выключатель, переключатель, датчики движения, влажности и т.п.).

Удобнее всего, если питающий провод прокинут в вентиляционный канал заранее, до укладки плитки. Но данная модель допускает и наружную подводку питающего кабеля, для этого на задней стенке вентилятора, есть полость для прокладки проводов.

Полость для прокладки провода питающего вентилятор в ванной

Установка вытяжного вентилятора в ванной

В первую очередь, при установке вентилятора, необходимо его разобрать – снять лицевую защитную панель. Для этого требуется нажать круглый фиксатор, расположенный на нижней грани вентилятора, после чего лицевую панель потянуть на себя.

Как разобрать вытяжной венилятор

Далее прокидываем внутрь питающий кабель . Специально для этого предназначена резиновая круглая заглушка в левой нижней части вентилятора. До нее идут и каналы на тыльной стороне, при наружном способе прокладке провода питания.

Прокладка провода в вытяжной вентилятор

ПОДКЛЮЧЕНИЕ ВЫТЯЖНОГО ВЕНТИЛЯТОРА

Приступаем к подключению питающих проводов к вентилятору. Это делается до момента окончательной фиксации прибора намеренно, чтоб проверить работоспособность как самого устройства, так и схемы подключения.

Как обычно, при любых работах с проводами под напряжением, выключаем защитные автоматические выключатели. Для этого учетно-распределительном щите, необходимо рычаги защитной автоматики опустить вниз, в положение «выкл.». Если вы не уверены какой именно автоматический выключатель или дифференциальный автомат отвечает за линию питания вентиляции в ванной, выключайте все, так будет безопаснее.

Подключение проводов выполняется в клеммы вентилятора, скрытые защитной крышкой, в правой части прибора.

Клеммы для подключения питающего провода к вентилятору ванной комнаты

Подгоняем питающие провода по размеру, обрезая лишнее. После чего снимаем защитную оболочку и изоляцию с жил кабеля на 5-7мм.

Для подключения достаточно ФАЗНОГО (белый) и НУЛЕВОГО (бело-синего) провода. Заземление к данной модели не подключается, так как корпус и все его наружные элементы выполнены из диэлектрических материалов и опасности не представляют.

Подготовка проводов для подключения к вентилятору

Клеммы у вентилятора соответственно всего две, они маркированы как L и N.

Порядок подключения проводов к вытяжному вентилятору

Порядок подключения проводов к вытяжному вентилятору следующий:

Белый фазный провод – в клемму с маркировкой L

Сине-белый нулевой провод – в клемму с маркировкой N

Как определить какой из проводов фаза, ноль, а какой заземление самостоятельно, вам поможет наша подробная инструкция – ЗДЕСЬ.

Помещаем провода в клеммы и затягиваем крепежные болты.

Подключение проводов к вентилятору в ванной

Т еперь можно закрыть защитную крышку, и проверить работоспособность и правильность подключения вытяжного вентилятора . Для этого включаем подачу электрического тока, и переводим клавишу выключателя, управляющего вентилятором, в положение «вкл».

Проверка работы вентилятора в ванной комнате

Если все сделано правильно, загорится индикатор в левом верхнем углу и лопасти вентилятора начнут вращаться. После проверки обязательно выключаем вытяжной вентилятор и приступаем к его креплению.

Крепление вытяжного вентилятора в ванной

Производителем, для фиксации вытяжного вентилятора на стене ванной комнаты, предусмотрены крепежные отверстия, расположенные по углам.

Вариант крепления вентилятора в ванной

Но у этого способа есть множество недостатков, вот наиболее значимые из них:

– достаточная трудоемкость при создании отверстий в керамической плитке, а тем более в керамограните, которым зачастую выложены стены ванных.

– необходимость использования определенного электроинструмента и специализированных сверел.

– тяжело сделать герметичное соединение вентилятора со стеной, остаются щелки, возможны посторонние звуки.

Всех этих недостатков лишен способ установки вытяжного вентилятора в ванной на силиконовый герметик .

Технология монтажа вытяжного вентилятора на силикон следующая:

Силиконовый герметик устанавливается в специальный пистолет, с помощью которого, содержимое тюбика наносится по периметру монтажного вентиляционного отверстия , как показано на изображении ниже.

Крепление вентилятора на стене ванной комнаты

После чего вытяжной вентилятор устанавливается в вентиляционный канал, выравнивается по уровню и надежно прижимается .

Выравнивание вентилятора ванной по уровню

Затем, для наибольшей точности установки, фиксируем вентилятор на стене ванной с помощью, например, скотча или моряной ленты , как показано на изображении ниже.

Фиксация вентилятора с помощью молярной ленты/бумажного скотча

Через некоторое время (2-3 часа), когда силикон застынет, вентилятор будет полностью готов к работе, можно будет снять удерживающие элементы и присупить к его непостредственомй использованию по прямому назначению.

Вентилятор в интерьере ванной комнаты

Как видите, способ установки, описанный здесь, максимально прост и практически любой может с этим справится, так же советую вам почитать о таймере для вытяжного вентилятора, зачем он нужен и как его установить – ЗДЕСЬ.

Если уже у вас остались вопросы по подключении вытяжного вентилятора, обязательно пишите их в комментариях к статье, постараемся помочь!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *