Философия, нужно узнать правильный ответ
1.Что является более определяющим для религиозного мировоззрения?
Выберите один ответ:
a. вера в существование потустороннего
b. доброта и добродетель
c. смирение и покорность
d. знания о потустороннем мире
e. согласие с основными догматами
2. Что отражает в себе предмет философии?
Выберите один ответ:
a. взаимосвязь вещей мира
b. всеобщность мира
c. ценность мира
d. упорядоченность мира
e. уникальность мира
3.Что является целью познания?
Выберите один ответ:
a. Общее благо всех людей
b. социальные ценности
c. Преобразование предметного содержания в содержание сознания.
d. истина
4.В чем заключается основной социальный смысл философии?
Выберите один ответ:
a. в том, чтобы разбираться в неотложных проблемах общества
b. в том, чтобы правильно отражать жизнь общества
c. в том, чтобы добиваться изменений к лучшему
d. в том, чтобы предвидеть будущее
e. философия не имеет социального содержания
5.В какой картине мира "естественное" и "сверхъестественное" не отличаются друг от друга?
Выберите один ответ:
a. в религиозной
b. в вымышленной
c. в философской
d. в мифологической
e. в научной
6.Как философия относится к естественным наукам?
Выберите один ответ:
a. философия определяет цели и направление развития естественных наук
b. философия влияет на естественнонаучный поиск
c. философия формирует естественно-научную истину
d. философия определяет естественнонаучные методы
6) Религиозное мировоззрение и его особенности. Причины возникновения религии.
Религия– мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия людей, которые основываются на вере в сверхъестественное (богов, высший разум, некий абсолют и т.д.); сложное духовное образование и общественно-историческое явление, где вера неизменно ставится на первое место и всегда ценится выше знания.
Как социально-историческое явление религия изменялась вместе с изменением форм общественной жизни, которые она отображала. Этапами ее эволюции были первобытные верования (тотемизм, магия, фетишизм, анимизм), национальные (иудаизм, индуизм, синтоизм, даосизм, конфуцианство) и мировые религии (буддизм, христианство, ислам).
Причины возникновения:
недостаток знаний, стремление объяснить происходящие явления и процессы;
развитие способности человека к абстрактному мышлению;
усложнения социальной жизни, связанные с возникновением государства и социального неравенства.
Религия является более зрелой формой мировоззрения, чем мифология. В ней бытие постигается не мифическими, а иными средствами. Выделим такие:
в религиозном сознании уже четко разделяются субъект и объект, следовательно, преодолевается характерная для мифа неразделимое человека и природы;
мир раздваивался на духовное и телесное, земное и небесное, естественный и сверхъестественный миры, и вдобавок земной начинает рассматриваться как следствие сверхъестественного
в религии сверхъестественный мир недоступен органам чувств, а потому в объекты этого мира следует верить. Вера и выступает главным средством постижения бытия;
особенностью религиозного мировоззрения является также его практичность, поскольку вера без дел мертва. В связи с этим вера в Бога и сверхъестественный мир вообще вызывает своеобразный энтузиазм, т. е. жизненную энергию, которая придает пониманию этого мира жизненный характер;
если для мифа главным является обоснование связи индивида с родом, то для религии главное — достижение единения человека с Богом как воплощением святости и абсолютной ценностью.
Существуют различные подходы философов к существованию бога:
пантеизм – бог есть безличное начало, «разлитое» по всей природе и тождественное с ней;
теизм –бог создал мир и продолжает в нём свою активность
деизм – бог, сотворив мир, не принимает в нём какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий;
атеизм – отрицание веры в существование богов.
Особенности:
абсолютное существование в бога/богов или что-то сверхъестественное;
религия опирается на вероучения;
системность и логичность, т.е. логическая упорядоченность (по сравнению с мифологией)
имеет 2 уровня: теоретическо-идеологический, т.е. уровень миропонимания, и общественно-психологический, т.е. уровень мироощущения;
различает естественное и противоестественное;
вера в сверх силу (бога) способную гармонизировать любой хаос, манипулировать природой и судьбами людей;
основанием мира является дух, идея;
для религии главным является достижение единства человека с богом, как воплощением святости и абсолютной ценности.
Религиозное мировоззрение
Возникновение религии является логическим следствием эволюции и формирования мировоззренческого сознания человека, которая уже не удовлетворяется наблюдением того, что его непосредственно окружает — земным миром. Она стремится познать глубинную сущность вещей, отыскать "начало всех начал", субстанции (лат. substantia — сущность), способную образовать все. С мифологических времен такое стремление обусловливает удвоение мира на земной, естественный (посейбічний) и неземной, сверхъестественный (потусторонний). Именно в сверхъестественном, "нагорном" мировые, согласно религиозным представлениям, посвященные наиболее существенные загадки мира — его создания, источники развития в самых разнообразных формах, смысл человеческого существования и т.д. Основные постулаты религиозного мировоззрения — идея божественного першотворення, всесилие высшего начала.
Важным источником формирования религии был поиск человеком ответов на вопросы жизни и смерти. Человек не мог смириться с мыслью о своей конечности, лелеяла надежду на жизнь после смерти, мечтала о спасении. Религия провозгласила человеку возможность такого спасения, указала путь к нему. Хотя в разных исторических типах религии (христианство, буддизм, ислам) этот путь толкуется по-разному, суть его неизменна — послушание относительно установок высшего порядка, послушание, подчиненность воле Божьей.
Религиозная форма мировоззрения, истоки которой коренятся в более ранних формах мировосприятия и миропонимания, отражает не просто веру в существование сверхъестественной сферы, которая определяет все сущее. Такая вера характерна для первых, незрелых форм религиозного мировоззрения. Развитая его форма отражает стремление человека к непосредственной связи с Абсолютом — Богом. А термин "религия" означает не только благочестие, набожность, а и связь, взаимоотношения человека с Богом через почитание и поклонение ему, а также между-человеческое единение на основе божественных указаний.
Религия (лаг. religio — набожность) — духовный феномен, который выражает веру человека в существование сверхъестественного начала и является для него средством общения с ним, вхождение в него.
Религия как особый тип мировоззрения возникает с усилением в человеческой жизни внимания к духовным проблемам: счастья, добра и зла, справедливости, совести и т.д. Размышляя о них, люди естественно искали их источники в "высших материях ". Так, согласно Библии, законы человеческой духовно освященной поведения продиктованы Моисею Богом и записаны на скрижалях (Ветхий Завет) или произнесенные Иисусом в своей Нагорной речи (Новый Завет). В священной книге мусульман Коране содержатся наставления Аллаха об ответственности каждого человека перед Богом, что должно обеспечить праведную жизнь и преодоление существующей в обществе несправедливости.
В философской доктрине, этике, системе обрядов религия объясняет значение главной ценности — смысла жизни; формулирует надлежащие нормы поведения; дает основания для сопротивления всему неправедному; способствует облагородженню поведения личности. Религиозное мировоззрение осуществляет космізацію, человеческого бытия — выход человека за рамки узко-земного, социально интегрированного существования в сферу единой "духовной родины".
Религиозное мировоззрение — форма общественного сознания, согласно которой мир является порождением высшего понадприродного творца — Бога.
Центральная проблема религиозного мировосприятия — судьба человека, возможность ее "спасение", существования в системе "земной (чувственный) мир — мир небесный, нагорный (по-сверхъестественный)".
Религиозное мировоззрение опирается не на знания и логические научные аргументы, хоть в современных религиозных учениях, в частности в неотомізмі, это широко используется ("принцип гармонии науки и религии"), а на веру, сверхъестественное (трансцендентное), что обосновывается религиозной догматикой. Это обеспечивает устойчивость религиозно-мировоззренческих установок и убеждений, которые имеют тысячелетнюю историю. Способствует религия и солидарности верующих: священные идеалы, которые воспроизводятся постоянными обрядами, обеспечивают определенную соборность индивидов. Выполняя компенсативную терапевтическую (морально -"лекарство"), коммуникативную функции, религия способствует бесконфликтном связи, определенной согласии, солидарности конфессиональных групп, этносов. ее ритуалы существенно обогащают палитру человеческого искусства (живопись, музыка, скульптура, архитектура, литература и т.д.).
Серьезной научной проблемой является соотношение мифологического и религиозного мировоззрений. В поисках ответа на этот вопрос некоторые ученые, в частности американец Эдуард-Бернетт Тейлор (1832-1917), утверждают, что основой мифологии есть примитивное анимистическое мировоззрение, из которого религия черпает свое содержание, а потому без мифологии сущность ее происхождение не понять. Другой американский ученый К. Бринтон, считает, что не религия происходит из мифологии, а мифология порождается религией. Еще одна точка зрения (культуролог Ф. Жевонс) заключается в том, что миф вообще нельзя считать источником религии, поскольку он — "первобытная философия, наука, а частично — художественный вымысел". Различая мифологию и религию немецкий философ и психолог Вильгельм Вундт (1832-1920) писал, что религия существует только там, где есть вера в богов, а мифология, кроме этого, охватывает веру в духов, демонов, души людей и животных. Согласно с этой точкой зрения длительное время сознание людей не была религиозной.
Между мифологией и религией существует тесная связь, но их источники разные. Корни мифологии — элементарная потребность человеческого разума в понимании и объяснении окружающей действительности. Однако міфотворча деятельность человеческого ума может быть полностью лишено религиозности, о чем свидетельствуют мифы аборигенов Австралии, жителей Океании, примитивных народов Африки и Америки. Самые элементарные из них отвечают на простые естественные вопросы: почему ворон черный, почему летучая мышь плохо видит днем, почему медведь лишен хвоста и т.д. И когда средствами мифов начали объяснять явления духовной и социальной жизни, обычаи, нормы поведения, родоплеменные отношения, в них начали много внимания уделять вере в богов, сакрализации (освящения) установленных социальных норм, предписаний, запретов. Фантастические образы, в которых на первых порах виделось воплощение таинственных сил природы, со временем стали дополнять предположениями о существовании сверхъестественных высших сил. Это дает основания для выводов, что мифы, которые, хоть и поставляют материал для религиозных верований, не является непосредственным элементом религии. Они являются произведениями народной фантазии, которые возникают на ранних стадиях развития человечества и наивно объясняют факты реального мира. Рождаются они из его природного любопытства, на основе трудового опыта, с расширением и обогащением которого, с развитием материального и духовного производства расширяется сфера, усложняется содержание мифологической фантазии.
Несмотря на разные корни, мифология и религия имеют общий стержень — обобщающие представления, фантазию. Мифы удивление живучи, у некоторых народов, особенно в Древней Греции, развитие мифологической фантазии привел к тому, что немало философских, даже атеистических идей приобрело мифологических признаков. Однако некоторые религии, например конфуцианство, совсем лишены мифологической основы. Религиозное мировоззрение, как и любой другой, не является однородным, ведь существуют эгоцентричны, социо центрические и космо центрические религиозные системы (зависят от того, где усматривается центр утечки религиозных взглядов — в индивиде, обществе или Космосе). Отдельные религиозные школы (буддизм) не признают существование Бога, учат, что человек непосредственно связана с космическими первоисточниками. Социально-духовные наставления религии и веры нередко воплощаются в сознание и поведение людей вне церквей и конфессий (протестантизм). Религиозное мировоззрение влияет на людей неоднозначно: он способен их объединять или разъединять (религиозные войны и конфликты), может способствовать формированию гуманных моральных норм поведения, и, приобретя фанатичных форм, время от времени порождает религиозный экстремизм.
до сих Пор сохранили свою актуальность дискуссии о соотношении знания, науки, веры и религии. В частности, вновь на повестке дня встала тезис о возможности рационального обоснования религиозных догматов. По этому поводу едва ли не самым радикальным является высказывание известного физика С. Хокинга: "Вера в правоту теории Вселенной, которая расширяется, и "Большого Взрыва" не противоречит вере в Бога-творца, но указывает пределы времени, в течение которого он должен был справиться со своей задачей". Российский ученый В. Казютинський замечает, что та целесообразность, которая проявляет себя в природе, может быть интерпретирована как проявление "разумного замысла", подчиненного определенным трансцендентальним сознательным целям.
Итак, на протяжении тысячелетий возникали, взаимодействовали, сменяли друг друга различные виды дофілософського мировоззрения — магический, мифологический, религиозный. Они развивались вместе с эволюцией человечества, усложнялись и видоизменялись одновременно с аналогичными процессами в человеческих сообществах, отражали развитие сознания человека, накопление знаний, прежде всего научных, об окружающем мире.
Развитие мировоззренческого сознания нашел свое естественное завершение и оформление в философском мировоззрении.
Религиозное мировоззрение и его роль в жизни человека
Мировоззрение — это система устойчивых взглядов индивида на окружающий мир и явления, происходящие в нем. Оно приобретается в течение всей жизни осознанно либо стихийно, может меняться. На основе видения мира и полученного опыта
Основные черты религиозного мировоззрения
Как становится ясно из названия, данный вид восприятия реальности знаменателен тем, что вещи и явления, происходящие в мире, воспринимаются через призму религии и веры в божественное Провидение. Религиозное мировоззрение обладает рядом
1. Личность верующего тесно связана с Богом, любой поступок трактуется на основании религиозных предписаний.
2. Вера ценится выше знания, так как только она является единственным путем к спасению.
3. Цель жизни человека — познание истины (или достижение прозрения) через служение Богу и соблюдение его заповедей.
4. Мир делится на физический (видимый) и духовный (ментальный), где живут злые и добрые сущности, которые невидимы для человека, однако напрямую влияют на его жизнь.
5. Религия практична, то есть «вера без дел мертва».
6. Зачастую религиозное мировоззрение идет вразрез с общепризнанными научными теориями, которые отрицают существование Бога. Например, в таких фундаментальных вопросах, как сотворение мира и эволюция человека.
7. Религия может быть не только моно- (христианство, иудаизм), но политеистичной (синтоизм).
8. В отличие от мифологического мировоззрения, в религии присутствует четкое разделение на субъект и объект, присутствует более четкая систематизация понятий.