Сплайны
Под сплайном в AutoCAD понимается сглаженная кривая, проходящая через заданные пользователем опорные точки (кривая Безье). Для построения сплайна применяется команда Spline или кнопка Spline (Сплайн), расположенная в инструментальной группе Draw (Рисование) вкладки Ноте (Главная).
При отработке команды построения сплайна AutoCAD сначала запрашивает координаты всех точек и только потом – положение касательной (сперва в начальной точке, а затем в конечной). Протокол построения при этом имеет такой вид:
Command: Spline
Specify first point or [Object]: <Ввод координат начальной точки или выбор параметра 0>
Specify next point: сОбозначение координат последующей точки>
Specify next point or [Close/Fit tolerance] <start tangent>: сОбозначение координат последующей точки или выбор одного из двух параметров (С или F)>
Specify next point or [Close/Fit tolerance] <start tangent>: сОбозначение координат последующей точки или выбор одного из двух параметров (С или F)> Specify next point or [Close/Fit tolerance] <start tangent>:
с Enter – для завершения ввода узловых точек> Specify start tangent: сОбозначение положения касательной в начальной точке сплайна или ввод Enter для использования параметров по умолчанию>
Specify end tangent: сОбозначение положения касательной в точке конца сплайна или ввод Enter для использования параметров по умолчанию>
Параметры команды следующие:
- Object – позволяет преобразовать полилинию, сглаженную сплайном, в сплайн. Это означает, что перед использованием параметра преобразования полилинии в сплайн ее необходимо предварительно обработать (сгладить) командой Pedit;
- Close – используется для соединения начальной и конечной точек сплайна. При этом система предлагает задать касательное направление сплайна в начальной точке;
Fit tolerance – определяет, как близко кривая будет проходить возле узловых точек.
Чем меньше значение параметра Fit tolerance, тем ближе к опорным точкам проходит сплайн. Если же задано значение 0, то сплайн пройдет через эти точки (рис. 5.21).
Пример 5.10 Построение сплайна
В задании необходимо построить сплайн, приведенный на рис. 5.22 (пунктирная линия), проходящий через 4 узловые точки с параметром Fit tolerance = 50 и направляющей в конечной точке, проходящей через заданную точку. Сплошной линией на рис. 5.22 показан сплайн, имеющий те же характеристики, с тем отличием, что положение направляющей принимается AutoCAD по умолчанию.
Рассмотрим порядок выполнения задания (листинг 5.12).
- Для начала необходимо ввести команду Spline и на первый вопрос системы указать координаты начальной (точка 1) и точки сплайна (70,50).
- Затем на второй вопрос следует установить положение второй точки (имеющей координаты 100,100).
- После этого вопрос, задающий положение третьей точки, пропускается; вместо координат следует ввести параметр Fit tolerance и в строке Specify fit tolerance задать значение параметра, определяемого в соответствии с рис. 5.22.
- На последующие два вопроса нужно указать координаты очередных узловых точек (точка 3: 140,10; точка 4:170,60).
- На следующий аналогичный вопрос необходимо нажать Enter для завершения ввода узловых точек.
- Затем необходимо определить положение начальной и конечной направляющих – касательное направление сплайна. Первый вопрос, задающий геометрию сплайна в начальной точке, пропускается (нажатие Enter), а на второй следует ввести координаты точки, через которую будет проходить направляющая конечной точки сплайна (точка 5: 190,80).
Построение сплайна с измененной направляющей Command: Spline
Specify first point or [Object]: 70,50 Specify next point: 100,100
Specify next point or [Close/Fit tolerance] <start tangent>: F Specify fit tolerance <0.0000>: 50
Specify next point or [Close/Fit tolerance] <start tangent>:
140,10
Specify next point or [Close/Fit tolerance] <start tangent>:
170,60
Specify next point or [Close/Fit tolerance] <start tangent>: J Specify start tangent: J Specify end tangent: 190,80
Примечание. На вопрос Specify start tangent можно ввести координаты точки – тогда касательная будет проходить через нее и первую узловую точку.
Точки COGO. Разработка и загрузка из файла. Стили точек и меток в Civil 3D
Приветствую, коллеги. Мы рассмотрим в этом уроке точки COGO, их особенности и принципы разработки.
Точки COGO представляют собой программные объекты, которые могут отображаться на чертежах и которые могут изменяться графическим образом. Внешний вид таких точек устанавливают при помощи специальных меток и стилей точек. Основным отличием точек COGO от точек AutoCAD является наличие индивидуальных свойств. Это и номер, и имя, и описание. Также пользователь получает возможность устанавливать их оптимальный внешний вид.
Есть несколько способов разработки точек такого типа.
Чтобы вызвать Инструменты создания точек, необходимо на ленте выбрать меню Создать данные рельефа, после чего нажимаем на рубрику Точки и выбираем нужный нам пункт меню.
На экране высветится панель команд, на которой будут отображены инструменты для разработки программных точек.
Все команды распределяются по категориям. Особенное внимание стоит уделить меню Импортировать точки.
Вызываем команду разработки точек. Для этого открываем нужную нам категорию и выбираем там команду.
Каждой команде можно задать свойства разрабатываемых точек. Например, мы можем установить описание по умолчанию.

Выбирая команду Вручную, нужно выбрать расположение точки с помощью клика мышкой по экрану. Также можно задать отдельные координаты в программной строке. Вводя нужную отметку, получаем точку COGO следующего вида:
Так нам удалось создать точки, которые можно размещать вдоль линий, трасс, поверхностей. Выбирая оптимальное свойство, отметки будут устанавливаться автоматически.
Однако самой популярной командой является опция импорта точек. Ее можно вызвать двумя методами:
— при помощи меню создания точек,
— на Ленте выбираем вставку и вызываем меню Точки из файла:
На экран выведется меню, в котором потребуется указать файл точек и оптимальный для него формат.
Рассмотрим загрузку точек на примере файла такой структуры:
Первым столбиком является номер точки, все остальные – это координаты точек в пространстве.
Выбираем в окне импорта нужный файл.
Программа автоматически может фильтровать форматы файла точек, которые подходят к типу файла. Из них выбираем тот, который нам подходит. Если нужного формата нет, создайте свой. Для этого кликаем по меню управления форматами.
Кликаем по кнопке Создать:
Выбираем строку Файл точек пользователя:
Далее указываем название формата и разделитель, которым у нас выступит пробел. Также отметим, какие данные находятся в каждом столбике.
После клика по кнопке «ок» разработанный формат файла станет доступным для выбора.
В чертеж будут добавлены точки следующего вида.
В Civil 3D вид объектов устанавливают стилями. Данные о них выводятся метками. Точкам COGO такая информация назначается в виде отметки, номера точки, ее описания и прочих параметров.
На этапе разработки точек им зададут стиль По умолчанию.
Также пользователь может применять базовые стили.
Используя стандартные стили, можно сделать точку в перекрестном виде. Метка отобразит номер точки, ее описание и отметку.
Чтобы создать свой стиль, в области инструментов выбираем меню параметров, открываем категорию точки и выбираем стили точек.
Нажимаем ПКМ по меню стилей точек и выбираем опцию «Создать».
На экране появится меню с таким содержанием:
В первом окне указываем имя и описание стиля точки.
Во втором окне применяем маркер точки:
Маркер часто отображается в виде точки AutoCAD. Также он может быть представленным набором нестандартных маркеров. Кроме того, можно воспользоваться программным блоком.
Пользователь может выставить масштабирование маркера и его ориентацию.
Вкладка 3D геометрия позволяет настроить отображение точки в меню трехмерного просмотра объектов.
В меню отображения можно выставить видимость элементов точки COGO на плане, профилях и сечениях. Также тут устанавливают цвета, слои и типы линий маркерам и меткам.
Вкладка Сводка представляет информацию о разработанном стиле.
Теперь в окне Свойства мы сможем установить новый стиль точки.
Примерно так же можно разработать стили точек с целью отображения разных объектов. Например, можно выбирать обозначение топографического плана.
По умолчанию в программе доступен разве что стандартный стиль.
Метки, к которым применяется стандартный стиль, включают в себя номер, отметку и описание точек. Чтобы создать личный стиль точки, нужно в области инструментов выбрать меню параметров, открыть подменю точек и выбрать стили меток.
Кликаем ПКМ по стилям меток и выбираем меню Создать.
На экране появляется окно создания стиля. В первом меню показываем название стиля меток и его описание.
Во вкладке Общее устанавливается стиль текста метки, слой, читаемость в плане и т. д.
В меню компоновки нам доступны номера, отметки и описания точек. Попробуем разработать компонент для вывода координат точки. Нам не нужно будет работать с существующими компонентами, поэтому просто их удалите.
Создайте компонент по типу текст.
Укажите имя компонента и установите его привязку к объекту.
Точка привязки при этом станет точкой объекта, к которой и привяжется текст. Присоединение – это точка, текст которой привяжется к объекту.
Попробуем настроить содержание компонентов.
Введите текстовую информацию в правое окно.
В меню свойств выберите северное положение, настройте точность и кликните по стрелке возле меню свойств. Вставьте в текстовое поле после «Х=».
По этому же принципу установите восточное положение.
В окне предварительного просмотра можно найти примерный вид метки.
Во вкладке Смещенное положение пользователь может установить стиль метки при ее смещении от объекта.
После можно заняться применением стилей метки к точкам COGO. Рядом с точками отобразятся их координаты.
По такому же принципу устанавливаются вывод отметок, номеров, имен точек и прочая текстовая информация.
- Назад
- Вперед
Уважаемые пользователи, хотим Вас проинформировать о том, что некоторые антивирусные программы и браузеры ложно срабатывают на дистрибутив программы MediaGet, считая его зараженным. Данный софт не содержит никаких вредоносных программ и вирусов и многие из антивирусов просто Вас предупреждают, что это загрузчик (Downloader). Если хотите избежать подобных проблем, просто добавьте MediaGet в список доверенных программ Вашей антивирусной программы или браузера.
Выбрав нужную версию программы и кликнув ссылку, Вам на компьютер скачивается дистрибутив приложения MediaGet, который будет находиться в папке «Загрузки» для Вашего браузера. Находим этот файл с именем программы и запускаем его. И видим первый этап установки. Нажимаем унопку «Далее»
Далее Вам предлагается прочитать и одобрить лицензионное соглашение. Нажимаем кнопку «Принимаю»
В следующем окне Вам предлагается бесплатное полезное дополнительное программоное обеспечение, будь то антивирус или бразуер. Нажимаем кнопку «Принимаю». Также Вы можете отказаться от установки дополнительного ПО, нажав кнопку «Отклоняю»
Далее происходит процесс установки программы. Вам нужно выбрать папку, в которую будут скачиваться нужные Вам файлы.
Происходит завершение установки. Программа автоматически открывается и скачивает нужные Вам исходные файлы.
Обратите внимание, что предоставляемое программное обеспечение выкладывается исключительно для личного использования и ознакомления. Все файлы, доступные для скачивания, не содержат вирусов и вредоносных программ.
Блоки и атрибуты
Часто при создании чертежа приходится многократно размещать на нем одну и ту же группу объектов. Например, на плане дома архитектор повторно размещает одни и те же двери и окна. Инженер-электрик вычерчивает на схеме одни и те же условные обозначения. Механическое устройство может содержать много одинаковых гаек, болтов, обозначений обработки поверхностей и т.п. Для упрощения подобной работы в AutoCAD и AutoCAD LT предусмотрены блоки. Блок — это набор объектов, которые сохраняются под определенным именем и при необходимости вставляются на чертеж. Блок представляет собой один объект, независимо от количества объектов, использованных для его создания. А поскольку это один объект, его легко перемещать, копировать, масштабировать или поворачивать. При необходимости блок можно расчленить на исходные объекты.
Одно из преимуществ использования блоков — уменьшение размера файла чертежа. Собственно блок сохраняется только один раз, а экземпляры блока представлены в базе данных чертежа как ссылки на него.
С блоком можно работать так же, как с любым объектом чертежа. Можно использовать привязку к характерным точкам отдельных объектов блока, подрезать и продолжать объекты чертежа по объектам блока. Однако изменять отдельные объекты блока нельзя.
Во многих компаниях используются библиотеки деталей, состоящие из тысяч элементов. Для поддержки таких библиотек используются средства сохранения и вставки блоков. Блок можно сохранить в чертеже или в отдельном файле и в дальнейшем вставлять на любой чертеж.
Динамические блоки — это блоки, которые содержат параметры редактирования и вставки. Благодаря этому один динамический блок может использоваться вместо нескольких обычных. Ему можно присваивать разные размеры, поворачивать, менять видимость отдельных частей и т.д.
Программы AutoCAD и AutoCAD LT позволяют присоединять к блоку определенные атрибуты. Атрибуты — это текстовые ярлычки, связанные с блоком. В основном они применяются для маркировки объектов и для создания простых баз данных. Если вы работаете в AutoCAD, а не в AutoCAD LT, то можете использовать в атрибутах текстовые поля (см. главу 13).
В этой главе описывается процесс создания разнообразных блоков и атрибутов.
Объединение объектов в блоки
Любой объект или набор объектов может быть сохранен как блок. Хотя создать блок довольно легко, все же не помешает потратить некоторое время на его проектирование, чтобы облегчить его дальнейшее применение. Прежде чем создавать блок, необходимо разобраться, как вставляются блоки и как создаваемый блок будет использоваться.
Базовые точки и точки вставки
На рис. 18.1 даны пояснения к условным обозначениям на плане местности. Каждое условное обозначение является блоком, который при необходимости вставляется на чертеж. Четвертое условное обозначение выделено и имеет одну ручку в базовой точке. Базовой называется точка, определенная в блоке и применяемая для его вставки. Она есть в каждом блоке. При вставке блока базовая точка совмещается с точкой вставки и все объекты блока занимают места относительно точки вставки.
Рис. 18.1. Каждое условное обозначение является блоком; каждый блок имеет базовую точку
Базовая точка не обязательно должна быть на объекте. Она может располагаться в таком месте, чтобы относительно нее легко вставлялся блок. На рис. 18.2 показан еще один вид блока — блок штампа (рамка и основная надпись). В этом случае базовая точка обычно помещается в точке чертежа с координатами (0,0). Расположение базовой точки в левом нижнем углу рамки позволяет не задумываясь вставлять этот блок на любой чертеж. Базовая точка по сути похожа на точку выравнивания текстовых объектов.
Рис. 18.2. Блок штампа с базовой точкой в левом нижнем углу чертежа
Создание блока
Чтобы создать блок, сначала создайте объекты в том виде, в каком их необходимо сохранить в блоке. Среди этих объектов, в свою очередь, могут быть и другие блоки. (Блок, входящий в состав другого блока, называется вложенным.) После создания объектов выполните ряд действий.
1. Щелкните на кнопке Make Block (Создать блок) панели инструментов Draw (Рисование). Будет запущена команда BLOCK и активизировано диалоговое окно Block Definition (Определение блока), показанное на рис. 18.3.
Рис. 18.3. Диалоговое окно Block Definition
2. В поле Name (Имя) введите любое имя (максимум 255 символов, допустимы пробелы).
3. Задайте, что нужно сделать с исходными объектами блока.
· Retain (Сохранить). Исходные объекты остаются на чертеже и в базе данных чертежа.
· Convert to block (Преобразовать в блок). Исходные объекты преобразуются в блок и остаются на чертеже и в базе данных чертежа. Этот переключатель установлен по умолчанию.
· Delete (Удалить). Исходные объекты удаляются. Используйте этот переключатель, если объекты первоначально создавались для вставки в другом месте и после объединения в блок больше не нужны.
4. В раскрывающемся списке Block unit (Единицы блока) выберите единицы измерения, которые планируете использовать при вставке блока (можно использовать любые, включая микроны и парсеки). Допустим, на текущем чертеже в качестве линейных единиц используются километры и вы выбрали эти же единицы в списке. В этом случае на другой чертеж блок будет вставлен таким образом, чтобы в качестве единиц измерения выступали километры. Если же на новом чертеже для остальных элементов выбраны мили или дюймы, то размер блока будет соответственно скорректирован. Если единицы измерения не имеют значения, выберите в списке значение Unitless (Безразмерные).
5. Если блок должен быть аннотированным, установите в группе Behavior (Поведение) флажок Annotative. Аннотированные объекты автоматически настраиваются на основе масштаба видового экрана или печати.
Аннотированный блок нельзя вложить в другой аннотированный блок. Кроме того, не рекомендуется вручную масштабировать (например, с помощью команды SCALE) блоки, содержащие аннотированные объекты. При масштабировании аннотированного блока результирующий масштаб зависит от масштаба блока и текущего масштаба аннотирования.
6. Если нужно, чтобы при вставке блок всегда масштабировался с одинаковыми коэффициентами по осям X и Y, установите флажок Scale uniformity (Универсальный масштаб). По умолчанию он снят.
7. Если установить флажок Allow exploding (Разрешить расчленение), то после вставки блок можно будет расчленять на отдельные объекты. По умолчанию этот флажок установлен.
8. При желании в определение блока можно включить его описание. Оно будет использовано в дальнейшем при работе с дизайн-центром. Можете также добавить гиперссылку (см. главу 28). Для этого щелкните на кнопке Hyperlink (Гиперссылка).
9. Можете задать создание динамического блока. Для этого установите флажок Open in block editor (Открыть в редакторе блоков). Динамические блоки рассматриваются далее в главе. Если установить этот флажок, то при щелчке на кнопке OK будет активизировано диалоговое окно Block Editor.
10. Если вы еще не выделили объекты, установите флажки Specify On-screen (Задать на экране) в группах Base point (Базовая точка) и Objects (Объекты). Щелкните на кнопке OK. Активизируется чертеж. В ответ на приглашение Insertion base point: (Базовая точка вставки:) укажите базовую точку блока. Если флажок Specify On-screen, расположенный в группе Base point, не установлен, задайте базовую точку путем ввода координат.
Для обеспечения точности указывать базовую точку блока на экране нужно с помощью объектных привязок. Если базовая точка не является характерной точкой одного из объектов, примените объектную привязку From (от), отслеживание объектной привязки или любой другой способ обеспечения точности.
11. В ответ на приглашение Select objects: (Выделите объекты:) примените любой известный вам метод выделения. Нажмите клавишу <Enter>, чтобы завершить выделение и закрыть команду. Если объекты были выделены до запуска команды, в диалоговом окне будет указано, сколько объектов уже выделено. С помощью флажка Specify On-screen группы Objects этот этап можно пропустить. Для фильтрации выделенных объектов щелкните на кнопке Quick Select (Быстрое выделение). Будет открыто диалоговое окно быстрого выделения, описанное в главе 10.
12. Щелкните на кнопке OK, чтобы вернуться к чертежу.
Определение блока будет сохранено в базе данных чертежа и его можно использовать. Если был установлен переключатель Delete (Удалять объекты), то исходные объекты теряются. Их можно восстановить с помощью команды OOPS (Ой!). Эта команда восстанавливает последний объект, удаленный либо с помощью команды ERASE (Стереть), либо при создании блока, даже если после удаления выполнялись другие команды. В противоположность этому команда UNDO отменяет почти все команды, но только в той последовательности, в которой они выполнялись.
Если вы создали несколько определений блоков, которым не нашлось применения, то удалить их и тем самым уменьшить размер файла чертежа можно с помощью команды PURGE (Очистка).
Переопределение блока
Одно из преимуществ удаления объектов, включаемых в блок, состоит в том, что их исчезновение подтверждает правильность выделения объектов. Если была допущена ошибка или просто нужно каким-либо образом изменить блок, его можно переопределить. Если вы создали блок только что, используйте команду UNDO (Отменить) и выполните необходимые изменения. Если блок был создан давно, выполните ряд действий.
1. Вставьте и расчлените блок. (О расчленении блока речь идет далее в главе.)
2. Внесите необходимые изменения и повторите процесс определения блока, используя то же самое имя.
Задавая имя блока, введите его с клавиатуры, а не выбирайте в раскрывающемся списке Name (Имя). Выбор имени в списке приведет к замене выделенных объектов (которые вы хотите включить в новую версию блока) объектами предыдущего определения блока и к установке точки вставки в (0,0).
3. Будет предложено подтвердить намерение переопределить блок. Щелкните на кнопке Yes.
При переопределении блока и вставке его на чертеж будут обновлены все экземпляры блока. Это очень удобный прием работы с блоками. Если на чертеже есть повторяющиеся условные обозначения, следует образовать из них блоки, что позволит при необходимости синхронно изменять все однотипные обозначения на чертеже.
Для следующей пошаговой инструкции используется чертеж ab18-a.dwg, который находится в каталоге Drawings на прилагаемом DVD.
Пошаговая инструкция. Создание блока
1. Откройте файл ab18-a.dwg, расположенный на прилагаемом DVD.
Рис. 18.4. Часть электрической схемы
2. Сохраните его под именем ab18-01.dwg в каталоге AutoCAD Bible. Это небольшая часть электрической схемы (рис. 18.4). Включен режим объектной привязки (кнопка OSNAP в строке состояния выглядит нажатой) и установлены текущие режимы объектной привязки Endpoint (Конечная точка), Quadrant (Квадрант) и Intersection (Пересечение).
3. Чтобы создать блок условного обозначения предохранителя на 1,5 А, щелкните на кнопке Make Block (Создать блок), расположенной на панели инструментов Draw (Рисование) или на контрольной панели 2D Draw (Двухмерное рисование) приборной панели.
4. В поле Name (Имя блока) диалогового окна Block Definition (Определение блока) введите имя блока 1-5 amp fuse.
5. В диалоговом окне установите переключатель Delete (Удалить объекты). В раскрывающемся списке Insert Units (Единицы для вставки) выберите элемент Unitless (Безразмерные). Поле Description (Описание) не заполняйте. Флажок Open in block editor должен быть снят.
6. В группах Base point (Базовая точка) и Objects (Объекты) установите флажки Specify On-screen (Задать на экране).
7. Щелкните на кнопке OK, чтобы вернуться к чертежу.
8. В ответ на приглашение Specify insertion base point: (Задайте базовую точку вставки:) укажите точку 1 (рис. 18.4) с помощью объектной привязки Quadrant (Квадрант).
9. В ответ на Select objects: (Выделите объекты:) щелкните по очереди на объектах, обведенных рамкой на рис. 18.4 (на двух строках текста, двух окружностях и двух дугах). Нажмите клавишу <Enter>, чтобы завершить выделение.
10. Чтобы проверить, действительно ли создан блок, вновь щелкните на кнопке Make Block панели инструментов Draw и в диалоговом окне Block Definition откройте список Name. В нем должен присутствовать только что созданный блок. Щелчком на кнопке OK закройте диалоговое окно Block Definition. Щелкните на кнопке Cancel (Отмена).
11. Сохраните чертеж.
Сохранение блоков как файлов
С помощью палитры дизайн-центра можно вставлять на чертеж блоки непосредственно из другого чертежа. Тем не менее многие пользователи предпочитают организовывать отдельные файлы с типовыми блоками, вполне резонно полагая, что с такими файлами работать легче, чем разыскивать компоненты в других, подчас довольно громоздких чертежах. Таким способом организуются библиотеки типовых деталей или символов, которые могут использовать по мере необходимости все сотрудники некоторого подразделения или конструкторского бюро. Библиотеки блоков — мощное средство повышения эффективности черчения.
Чтобы сохранить блок как файл, выполните ряд операций.
1. Введите команду wblock, чтобы активизировать диалоговое окно Write Block (Запись блока), показанное на рис. 18.5. Команда WBLOCK предназначена для записи блока в файл. “Запись в файл” — это то же самое, что и “сохранение в файле”.
Рис. 18.5. Диалоговое окно Write Block используется для сохранения блока в виде отдельного файла
2. В группе Source (Источник) выберите способ создания нового файла.
· Block (Блок). Если блок на чертеже уже создан и теперь остается только сохранить его в виде отдельного файла, установите этот переключатель. Выберите блок в раскрывающемся списке.
· Entire drawing (Весь чертеж). Название параметра говорит само за себя: будет скопирован целый чертеж. В дальнейшем блок можно будет извлечь из него.
· Objects (Объекты). Установите этот переключатель, если вы задумали создавать блок. Тогда становятся доступными элементы управления, необходимые для выделения объектов и задания базовой точки (они размещаются в группах Objects и Base point).
3. В диалоговом окне Write Block (Запись блока), показанном на рис. 18.5, укажите расположение файла (диск и каталог) и задайте имя файла.
4. В раскрывающемся списке Insert units (Единицы для вставки) выберите нужные единицы измерения или установите значение Unitless (Безразмерные).
5. Завершив перечисленные операции, щелкните на кнопке OK.
Если вы сохраняете чертеж для того, чтобы впоследствии применять его как блок, используйте команду BASE для создания базовой точки. По умолчанию базовая точка имеет координаты (0,0,0). Устанавливая базовую точку в другом месте чертежа, можно настраивать процесс вставки блока.
Чтобы чертеж при вставке на другой чертеж вел себя как аннотированный блок, присвойте системной переменной ANNOTATIVEDWG значение 1.
Замена существующего файла
Если вы ошиблись при выборе объектов для записи в файл с помощью команды WBLOCK или возникла необходимость отредактировать объекты в файле, то можно заменить файл. Запустите команду WBLOCK и введите имя файла блока, который необходимо заменить. Проверьте, размещен ли файл в том же каталоге. После щелчка на кнопке OK от вас потребуется подтверждение замены существующего файла. Щелкните на кнопке Yes.
Для следующей пошаговой инструкции используется чертеж ab18-b.dwg, который находится в каталоге Drawings на прилагаемом DVD.
Пошаговая инструкция. Сохранение блока в файле
1. Откройте файл ab18-b.dwg, расположенный на прилагаемом DVD.
2. Сохраните его под именем ab18-02.dwg в каталоге AutoCAD Bible. Это большой блок штампа (рис. 18.6). Включен режим объектной привязки (кнопка OSNAP в строке состояния утоплена) и установлен текущий режим Endpoint (Конечная точка).
Рис. 18.6. Блок штампа можно сохранить как файл и вставить на другой чертеж
3. Введите команду wblock. В группе Source диалогового окна Write Block установите переключатель Entire drawing (Весь чертеж). В поле File name and path (Имя и маршрут файла) введите AutoCAD Bible\tb-f. (Другой способ задания имени и маршрута: щелкните на кнопке с тремя точками, найдите каталог AutoCAD Bible, введите в поле File name значение tb-f и щелкните на кнопке Save.) Затем щелкните на кнопке OK.
4. Нажмите клавишу <Enter> для повторения команды WBLOCK.
5. В группе Source диалогового окна Write Block установите переключатель Objects (Объекты). В группе Objects щелкните на кнопке Select Objects (Выделение объектов).
6. Зумируйте чертеж, чтобы лучше видеть штамп, расположенный справа снизу. В ответ на приглашение Select objects: (Выделите объекты:) выделите весь текст, обозначенный меткой 1. Включите линии, которые образуют рамку текста. Завершите выделение нажатием клавиши <Enter>.
7. В группе Base point (Базовая точка) щелкните на кнопке Pick Point (Указать точку). Используйте режим объектной привязки Endpoint, чтобы выделить нижний левый угол окна с текстом, повернутым на 90° и обозначенным меткой 1 (см. рис. 18.6).
8. В группе Objects установите переключатель Delete from drawing (Удалить из чертежа).
9. В поле File name and path введите маршрут и имя notes-tol (маршрут должен указывать на каталог AutoCAD Bible). Затем щелкните на кнопке OK. Блок будет сохранен как файл.
10. Введите команду oops, чтобы вернуть текст на текущий чертеж.
11. Щелкните на кнопке Zoom Extents (Зумировать по границам) панели инструментов Zoom или выберите команду View>Zoom>Extents. Сохраните чертеж.
Вставка блоков и файлов на чертежи
Блоки, как определенные в чертеже, так и записанные в отдельные файлы, вставляются одним и тем же способом. После того как выбрано место размещения, можно изменить размер и ориентацию блока. Эта возможность идеальна для библиотеки деталей. Детали могут быть созданы по размеру одного узла, а затем при необходимости масштабированы и переориентированы. На рис. 18.7 показан оконный блок, вставленный с разными масштабами и углами поворота. (Можно также создать динамический блок и вставлять его с разными масштабами и углами поворота. Динамические блоки рассматриваются далее в главе.)
Рис. 18.7. Оконный блок, вставленный с различными углами поворота и масштабами
Использование диалогового окна Insert
Чтобы вставить блок или файл, выполните приведенную ниже последовательность действий.
1. Щелкните на кнопке Insert Block (Вставить блок), расположенной на панели инструментов Draw (Рисование) или на приборной панели. Будет запущена команда INSERT. Активизируется диалоговое окно Insert (Вставка), показанное на рис. 18.8.
Если блок аннотированный, то рядом с областью предварительного просмотра будет выведен символ аннотирования.
Рис. 18.8. Диалоговое окно Insert
2. Вставить блок или файл можно одним из следующих способов:
· чтобы вставить блок, уже определенный в текущем чертеже, откройте список Name и выберите в нем имя подходящего блока;
· для вставки файла щелкните на кнопке Browse (Обзор) — активизируется диалоговое окно Select Drawing File (Выбор файла чертежа). Укажите диск и каталог, а затем выделите файл. Предварительный просмотр предлагается в правой части окна. Щелкните на кнопке Open (Открыть). Будет выведен маршрут файла.
3. В группах Insertion point (Точка вставки), Scale (Масштаб) и Rotation (Поворот) установите или снимите флажки Specify On-Screen (Задание параметров на экране). Затем введите в диалоговом окне запрашиваемую информацию. Флажок Specify On-Screen нужно снять в указанных группах в том случае, если параметры точки вставки, масштаб или угол поворота в диалоговом окне вы будете задавать в числовом виде.
Флажок Uniform scale (Равные масштабы) обеспечивает равенство масштабов по осям X и Y. При первых в сеансе AutoCAD вставке или создании аннотированного объекта будет открыто диалоговое окно Select Annotation Scale (Выбор масштабов аннотирования). В нем можно выбрать нужные масштабы.
4. Установите флажок Explode (Расчленить), если нужно вставить блок в виде отдельных объектов, а не как единый блок. Если в диалоговом окне Block Definition флажок Allow Explode (Разрешить расчленение) был снят, то флажок Explode будет недоступен.
5. Щелкните на кнопке OK, чтобы закрыть диалоговое окно Insert.
6. Если флажок Specify On-Screen установлен хотя бы в одной группе, программа выведет приглашение указать в поле чертежа соответствующие точки вставки.
Во время перетаскивания блока перед заданием точки вставки можно вывести палитру свойств и настроить общие свойства блока. Например, можно выбрать слой, на который должен быть вставлен блок (если блок нужно вставить на текущий слой, то, естественно, выбирать его не нужно).
· Ответьте на приглашение Specify insertion point: (Укажите точку вставки:). Приглашение может выглядеть немного по-разному в зависимости от состояний флажка Explode, установленного при выполнении п. 4. По мере перемещения указателя по полю чертежа программа будет показывать эскиз блока, причем базовая точка блока будет отслеживать текущее положение указателя. Таким образом вы сможете визуально контролировать, как новый блок “устроится” в существующей модели.
Приглашение Specify insertion point содержит параметр Basepoint (Базовая точка). Выбрав его, можно изменить базовую точку блока. Обычно для этого используются объектные привязки.
· В ответ на приглашение Enter X scale factor, specify opposite corner or [Corner/XYZ] <1>: (Введите масштаб по оси X, задайте противоположный угол или [Угол/XYZ] <1>:) нажмите клавишу <Enter>, этим вы принимаете предлагаемый масштаб 1. Если такой вариант вам не подходит, введите нужное значение масштаба. Параметр Specify opposite corner (Задайте противоположный угол) позволяет построить на экране квадрат, длина стороны которого определят масштаб по оси X. Если длина равна 1, то и масштабный коэффициент также будет равен 1. После того как задан масштаб вдоль оси X, программа предлагает определить масштаб вдоль оси Y. По умолчанию предлагается то же значение, но при желании пользователь всегда может задать любое другое. В трехмерных моделях для задания всех трех масштабных коэффициентов используются параметры X, Y и Z. (Если установлен флажок Explode, то приглашение будет немного другим и вы сможете задать масштабный коэффициент для всех направлений одновременно.)
· В ответ на приглашение Specify rotation angle <0>: (Задайте угол поворота <0>:) введите угол поворота блока относительно точки вставки. Можно также указать точку, тогда программа трактует ее следующим образом: из точки вставки проводится луч через указанную точку. Угол между этим лучом и горизонталью полагается углом поворота блока. Эта методика удобна для согласования ориентации блока на новом месте с уже существующими объектами.
Как только вы предоставите всю необходимую информацию, программа вставит блок или файл.
Отрицательный коэффициент масштабирования для какой-либо из осей задает зеркальное отражение блока или файла. Если коэффициент масштабирования отрицателен для оси X, то блок зеркально отражается относительно оси Y. А если коэффициент отрицателен для оси Y, блок зеркально отражается относительно оси X. На рис. 18.9 показаны варианты вставки дверного блока с разными комбинациями знаков коэффициентов масштабирования по осям. Угол поворота для всех блоков равен 0°. Комбинируя отрицательные и положительные коэффициенты масштабирования и углы поворота, можно получить необходимую конфигурацию двери. Иногда нелегко представить себе результат, который получится при задании отрицательного масштаба и угла поворота. Естественным выходом из этого затруднения является задание масштаба и угла поворота до вставки блока, как будет описано далее в главе.
При вставке всего файла чертежа объекты, заданные в пространстве листа, не включаются в определение блока. Чтобы включить их в другой чертеж, откройте исходный файл и определите явно эти объекты в качестве отдельного блока. Затем их можно будет вставить в любой другой файл чертежа с помощью дизайн-центра.
Рис. 18.9. Дверной блок, вставленный с различными отрицательными и положительными коэффициентами масштабирования
Использование дизайн-центра
Для вставки блока из другого чертежа (т.е. блока, не оформленного в виде отдельного файла) удобно использовать палитру дизайн-центра. Чтобы активизировать ее, щелкните на кнопке DesignCenter, которая находится в правой части стандартной панели инструментов, или нажмите клавиши <Ctrl+2>. В левой панели диалогового окна дизайн-центра найдите файл чертежа, из которого планируете импортировать блок. Дважды щелкните на нем или щелкните на значке “+”. Дважды щелкните на пиктограмме Blocks (щелкнуть можно и в левой и в правой панели окна) — в правой панели должен открыться список блоков, определенных в этом файле чертежа. Выделите нужный блок. Если щелкнуть на кнопке Preview, то в область просмотра будет выведен эскиз блока, сформированный при его создании. После щелчка на кнопке Description (Описание) будет выведен текст описания блока (если он был задан при создании блока). Существует два метода вставки блока.
— После двойного щелчка на пиктограмме (эскизе) блока активизируется диалоговое окно Insert (Вставка). В этом окне, которое подробно описано в предыдущем разделе, можно задать все параметры вставки.
— Можно просто перетащить пиктограмму блока в поле чертежа. В этом случае программа вставит блок в той точке, где вы отпустите кнопку мыши. Масштаб и угол поворота будут такими, как предлагается по умолчанию.
С помощью палитры дизайн-центра можно вставить на текущий чертеж весь файл другого чертежа. Для этого файл чертежа, выделенный в палитре, нужно перетащить в поле текущего чертежа. В командной строке вы увидите, что при этом выполняется команда INSERT. Можно явно задать точку вставки, масштаб и угол поворота либо использовать параметры, описанные в главе.
Выполнив вставку, закройте палитру дизайн-центра щелчком на кнопке ´ в правом верхнем углу палитры.
Блоки можно также вставлять с помощью палитры инструментов. Вы можете быстро создать палитру, содержащую все блоки каталога (см. главу 26).
Предварительная установка масштаба и угла поворота перед вставкой блока
При перетаскивании блока на экран хотелось бы видеть результат сразу с нужным поворотом и масштабом вставленного блока. Проблема, однако, в том, что приглашения задать коэффициент масштабирования и угол поворота появляются после приглашения указать точку вставки. Если для вставки блока применить текстовую команду INSERT (для этого нужно ввести -insert), то можно будет заранее установить масштаб и угол поворота в ответ на приглашение Specify insertion point or [Basepoint/Scale/X/Y/Z/Rotate]: (Задайте точку вставки или [Масштаб/. ]:). Некоторые параметры, не упомянутые в приглашении, доступны в контекстном меню команды. При использовании такого способа в командной строке появляются все приглашения, включая приглашение задать имя блока или файла. Краткое описание параметров приведено ниже.
линии автокад
В этой статье рассмотрим типы и виды линий в автокаде. Их свойства, настройки, особенности работы с каждым типом. Какие линии в каком случае следует применять. Как сделать «жирные» и «тонкие» линии, а так же посчитать их длину, и вычислить площади. Как из отрезков сделать полилинию, а из полилинии отрезки. Так же поговорим о таком экзотическом объекте как млинии. И коснемся особенностей работы в 2d и 3d.
Виды и линий в автокаде
В автокаде существует несколько видов линий. В основном для чертежей используются следующие:
line — отрезок. Самая простая из линий. Каждый отрезок состоит из двух точек, каждая точка имеет три ординаты (XYZ). А так же ряд свойств — длинна, угол, дельты ординат. Кроме того каждой линии можно задать слой, цвет, тип линии, вес (толщину),
polyline — полилиния. Представляет собой набор 2d точек, соединенных в одну линию. Из этого следует несколько особенностей, полилиния всегда лежит в одной плоскости. Можно настроить отступ от плоскости с помощью свойства — уровень (elevation). Есть еще один нюанс, тот факт, что полилиния лежит в плоскости, не значит что плоскость может быть только xy. На самом деле мы можем хоть каждой линии задавать свою плоскость. Забавно то, что это становится крайне актуальным когда начинаешь работать в 3d.
mline — млиния, еще один тип линий, представляет собой полилинию с дополнительными возможностями, но, откровенно говоря из-за своей сложности и неочевидности, этот тип линий используется крайне редко. И судя по всему развитие этого инструмента так же давно остановлено. Поскольку работа с ним не притерпела каких либо изменений.
3dpolyline — 3д полилиния, в отличии от обычной полилинии, в 3д каждая точка имеет все три координаты. А сам объект никак не привязан к плоскостям.
Свойства линий
итак это свойства каждого типа линий. Их можно увидеть выбрав соответствующий объект на чертеже в панели свойств (саму панель можно вызвать с помощью горячих клавиш — ctrl+1), рассмотрим их внимательнее
Как видно все типы линий имеют как общие свойства, так и уникальные для каждого типа.
В группе свойств Общие содержатся сведения одинаковые для всех визуальных объектов автокада. Здесь мы можем задать цвет, слой, тип, вес линии. Кроме этого мало кто обращает внимание, но к любому объекту автокада в элементу добавить гиперссылку.
Отдельно остановимся на Типе линий и Весе линий.
Тип линий:
Каждой линии можно задать свой тип. По умолчанию в качестве типа линии указано свойство — по слою, это значит, что в качестве типа линии будет выбран тип указанный в свойствах слоя линии, что удобно и желательно настраивать чертеж так, чтобы каждому типу объектов был задан свой слой, со своими настройками, но это не всегда возможно, поэтому мы можем задать любому объекту это свойство индивидуально. Если вы хотите сделать линию штрих-пунктирной, пунктирной, линию с «ресничками» (например для отображения сварных швов), линию связи, линию водопровода, или еще какую то вам именно сюда. И хотя вариантов оформления линий может быть множество, по умолчанию в автокаде есть только сплошная линия.
Добавляем типы линий
Для того чтобы добавить новые типы линий необходимо вызвать диспетчер типов линий.
Сами типы линии можно найти в файлах с расширением *.lin это по сути обычный текстовый файл. Именно их можно поискать на просторах интернета.
Второй способ добавить новый тип линий в чертеж
Еще вариант — можно скопировать линии с необходимым вам типом из одного чертежа, и вставить их во второй. Новый тип линий автоматически пропишется в файле чертежа, но только в том случае если такого типа линий в этом файле нет. Иначе, будет использован тот тип который уже живет в чертеже.
Удалить не используемые типы линии можно с помощь диспетчера типов линий, либо с помощью команды _purge
Однако на печати типы линий могут выглядеть не так как в модели, почему так происходит и как с этим бороться можно узнать тут.
Вес линий
Вес линии задается в мм, при этом миллиметры веса — понятие относительное, так как задаются они не относительно объектов и масштаба модели, а относительно печатаемого листа. Это значит, что задав линии вес 1мм, и распечатав эту линию на листе она будет иметь толщину — 1мм, при этом не важно в каком масштабе мы линию распечатали, и на каком формате (А4-А0), какой бы длины она не была, на листе она всегда будет иметь фиксированную толщину ( в отличии от ширины полилинии, см.ниже). Это удобно когда нам нужно выделить линии согласно ГОСТ — например основным линиям следует назначать толщину 0,5-0,7мм.
Лично я использую следующие толщины:
- основные линии — 0,5 мм
- скрытые — 0,25 мм
- вспомогательные (размеры, указатели и т.п.) — 0,09 мм.
В большинстве случае это позволяет получать хорошо читаемый чертеж.
Теперь в кратце пройдемся по особенностям каждого типа
Отрезок:
уникальные для этого элемента свойства это длина, дельты, и угол. Они подсвечены серым, и рассчитываются для каждого элемента из координат точек. Кроме того это 3D элемент. И об этом не стоит забывать, даже если вы работаете в плоском чертеже. Из-за особенностей привязок в Автокаде, может оказаться, что подложка с которой вы работаете в 2d, вполне себе трехмерна, а в свойствах линий z-ординаты могут оказаться отличными от нуля. Это плохо тем, что длинна линий может быть посчитана неверно. Кстати, для того чтобы получить сумму длинн выбраных линий отлично подходит плагин geomprops, из коллекции программ А.Ривилиса
Полилиния:
Это мой самый любимый инструмент в Автокаде, и вот почему: в геометрических свойствах всегда можно найти длину и площадь полинии, что удобно. Кроме того — это 2d объект, поэтому даже если вдруг ваша подложка трехмерна, это никак не повлияет на геометрические свойства. Разве, что в свойстве уровень будет что-то отличное от нуля. Кроме этого у полилинии есть еще несколько свойств — Начальная ширина, конечная ширина — задается каждому сегменту отдельно (сегмент — линия между любыми двумя точками в полинии), и глобальная ширина — задает ширину всей полилинии. В отличии от веса линии — ширина понятие масштабное в том смысле, что задается в тех же единицах, что и расстояния между точками самой полилинии. Это позволяет корректно, в масштабе, задавать толщину линейных объектов на чертеже. Например нарисовать дорожку длиной 100 метров, и шириной 2 метра, в таком виде она корректно будет отображаться при любом масштабе на печати.
Еще несколько свойств — Замкнуто — соединяет последний и начальный сегмент полилинии, что позволяет получить замкнутый контур.
Генерация типа линий — не очевидное свойство, но крайне полезное. При значении откл, тип лини (пунктри, штрих-пунктир) будет рисоваться так будто каждый сегмент полилинии — является отдельным отрезком, т.е. генерация внешнего вида будет выполнена для каждого сегмента отдельно. При значении вкл — генерация пройдет для всего объекта сразу. Но при этом может оказаться так что в узлах полилинии окажется тот самый пунктир, то бишь пустота.