КОМПАС-3D v21
Эскиз размещается на плоском объекте — координатной или вспомогательной плоскости либо плоской грани.
Создание эскиза выполняется в специальном режиме — режиме эскиза.
1. Вызовите команду Создать эскиз и укажите плоскость для размещения эскиза.
Способы вызова команды |
• Панель быстрого доступа: Создать эскиз
• Главное меню: Эскиз — Создать эскиз
• Контекстная панель в графической области: кнопка Создать эскиз
Найдите и запустите команду с помощью поля поиска в строке Главного меню
Создание эскиза может быть запущено автоматически при вызове команды создания графического объекта в разделе Инструменты эскиза Инструментальной области окна. Кроме того, нужный эскиз может быть создан в процессе выполнения команды построения трехмерного элемента (например, команды Элемент выдавливания ). В этих случаях сначала запускается процесс размещения эскиза, а затем — процесс его создания.
Плоскость можно указать как до вызова команды создания эскиза, так и после.
• Если плоскость указана, то сразу после вызова команды происходит переход в режим эскиза. Система координат эскиза совпадает с текущей системой координат модели.
• Если плоскость не указана, то после вызова команды запускается процесс размещения эскиза, позволяющий выбрать нужную плоскость. В этом процессе вы можете выбрать плоский объект или построить вспомогательную плоскость, а также выбрать систему координат модели, определяющую положение эскиза.
После задания плоскости эскиза система переходит в режим эскиза.
При переходе в режим эскиза в Дереве построения появляется пиктограмма эскиза, отмеченная значком . Это означает, что эскиз в данный момент редактируется.
На экране отображается система координат эскиза и характерные признаки режима эскиза.
2. Постройте в эскизе нужное изображение. Для этого используются команды создания графических объектов.
Кроме того, вы можете вставить в эскиз готовое изображение следующими способами:
• добавить изображение из библиотеки с помощью Панели библиотек (подробнее см. раздел Использование библиотеки элементов),
• перенести изображение из ранее созданного чертежа или фрагмента с помощью буфера обмена,
• добавить фрагмент или рисунок с помощью команд меню Вставка .
3. Завершите работу в режиме эскиза. Для этого отожмите кнопку Создать эскиз на Панели быстрого доступа, или щелкните мышью по значку режима эскиза в графической области модели, или вызовите из контекстного меню команду Создать эскиз .
Новый эскиз будет выделен в Дереве и в графической области модели.
Команды запуска операций, которые могут быть выполнены на основе созданного эскиза, можно вызвать прямо из режима эскиза. Например, построив в эскизе сечение тела выдавливания, можно сразу вызвать команду Операция выдавливания . Режим редактирования эскиза автоматически завершится, будет запущена команда построения тела выдавливания.
Эскиз относится к объектам, использующим систему координат (о системе координат объекта см. раздел Система координат объекта).
© ООО «АСКОН-Системы проектирования», 2022. Все права защищены. | Единая телефонная линия: 8-800-700-00-78
Эскиз. Параметризация
Начнем построение 3D модели, нажимаем на деталь, появляется окно для построения модели.
В центре рабочего экрана можно увидеть три плоскости.
Для того, чтобы увидеть, в каких координатах лежит каждая из плоскостей, это можно увидеть в левой части экрана, во вкладке Дерево, и раскрыть начало координат.
Здесь можно увидеть все три плоскости, и где они находиться. Также это можно увидеть внизу, в левой части экрана, при наведении на координаты. Либо при их нажатии.
Или же нажать на необходимую плоскость, и нажать Нормаль к.
Начнем создание эскиза. Для этого еще раз выделяем необходимую плоскость, где будет создаваться эскиз. Выберем плоскости ZX и нажимаем Создать эскиз.
Создадим несложную деталь, под названием Планка, которая будет содержать в себе два отверстия. Также обязательно нужно отметить включенную функцию Параметрический режим для последующего создания параметрической 3D модели.
Начнем создание прямоугольника. Зададим высоту 60 мм, и ширину 30 мм. Нажимаем Еnter и выбираем начало построения прямоугольника.
Для того, чтобы привязаться к центру прямоугольника, то есть чтобы прямоугольник строился от центра точки координат, выберем тип построения Прямоугольник по центру и вершине и привязываемся к точке центра координат.
Нажимаем Нормаль к и система автоматически приближает эскиз в удобном положении.
В размере прямоугольника выбираем Авторазмер, задаем высоту, уберем допуск. Отключаем допуск и нажимаем Применить.
Нажимаем ОК, и зададим ширину. Отключаем Допуск, нажимаем Применить, и нажимаем ОК.
Выходим из эскиза. Выдавим эскиз на 2,5 мм. Для этого выделяем эскиз, и нажимаем Элемент выдавливания. Задаем расстояние в 2,5 мм, и нажимаем ОК.
Если перевернуть модель, то можно убедиться, что эскиз был выдавлен. Закроем окно выдавливания.
Создадим отверстие на детали. Для этого выделяем грань, где будет начинаться построение, и нажимаем Создать эскиз.
Выбираем Окружность, и построим окружность диаметром 15 мм. Зададим 15 мм.
Зададим размер до отверстия, то есть окружности. Выбираем центр окружности, и правую крайнюю линию. Оставляем расстояние 15 мм, и фиксируем высоту по окружности. Также задаем 15 мм и нажимаем ОК. Закрываем окно, выходим из эскиза.
Вырежем построенный эскиз отверстия. Для этого выделяем эскиз и нажимаем Вырезать выдавливанием. Предварительно мы можем увидеть, что выдавливание происходит насквозь. Нажимаем ОК, закрываем окно.
Создадим еще одно отверстие с помощью операции Массив по сетке. Для этого во вкладке Массив и копирование выбираем инструмент Массив по сетке. Далее указываем на объект, для которого необходимо сделать массив.
Задаем направление массива на 90° и зададим количество экземпляров: 2 штуки. Расстояние оставим 30 мм, и нажимаем ОК.
Видим, что массив был осуществлен. Закрываем окно. Исходная деталь планки построена.
Создадим скругление на углах, радиусом 5 мм. Для удобства перейдем в режим каркаса.
Далее выбираем Скругление. Зададим радиус 5 мм, зажимаем клавишу Сtrl и выбираем все места, где будет осуществлено скругление. Выбираем все четыре угла, и нажимаем ОК.
Закрываем окно и возвращаемся в режим полутонового каркаса.
Итак, модель построена. Перейдем к процессу параметризации модели. Для этого, во вкладке Настройка включим панель Переменная.
Здесь находятся все переменные, которые содержит модель.
Итак, поставим задачу, что необходимо увеличить количество отверстий в детали, но при этом будет изменяться длина детали и ее толщина.
То есть будем иметь три переменные: количество отверстий, длина детали и ее толщина.
Итак, начнем с параметризации длины детали. Для этого зададим длину детали в эскизе обозначением L, при этом это обозначение проявляется по верхней вкладке переменных.
Добавим еще одну переменную и обозначим N. Ставим количество 10, и создадим зависимость изменения длины детали. Обозначим N*30, и нажмем перестроить модель.
Можно увидеть, что изменения длины детали было параметризировано, но количество отверстий осталось неизменным.
Так как отверстия были построены с помощью операции массива, то, соответственно, это нужно искать во вкладке Массив по сетке. То есть, здесь нужно задать напротив количества, где был обозначен Массив по сетке – 2, переменную, которая уже задана. Перестроим деталь.
Таким образом, мы добавили еще одну зависимость, которая параметризирована по количеству отверстий.
Осталась подвязать параметризацию толщины детали, то есть сделать так, чтобы с изменением и с ростом длины и количества отверстий – будет расти и толщина детали. Для этого ищем во вкладке Элемент выдавливания, так как это касается операции выдавливания, переменную, обозначающую толщину детали. Зададим здесь зависимость N*1,02. Данное значение может изменяться. Это не является существенным. Перестроим деталь.
Итак, видим, что деталь стала толще.
Проверим, как будет изменяться параметризация, если задать переменную, то есть количество отверстий для примера 4.
Перестроим деталь, и видим, что с изменением количества отверстий – изменяется как толщина, так и длина детали.
Таким образом операция параметризации модели позволяет мгновенно перестраивать деталь и подвязывать все ее последующее размеры, путем изменения всего лишь одной переменной.
Создание 3д модели в Компасе
Компас 3д заточен под осуществление твердотельного моделирования. В нем без особых проблем можно создать детали и изделия практически любой сложности. Как говорится, легче один раз увидеть на примере, чем сто раз услышать, поэтому в текущей статье наглядно разберем создание 3д модели в Компасе на примере примитивов: цилиндра и конуса.
Благодаря дружелюбному интерфейсу Компаса, во время работы присутствует фактор вариативности. Иными словами, одну и ту же операцию можно выполнить разными способами с одинаковым успехом. Поэтому в данной статье будет представлен наиболее классический способ построения примитивов.
Как сделать цилиндр в 3д Компасе ?
Самый первый примитив для построения — цилиндр. При его построении научимся создавать эскизы и пользоваться инструментом выдавливания для создания тела.
Создание эскиза цилиндра в Компасе
При создании новой 3д модели в Компасе перед лицом пользователя возникает пустой экран с сеткой координатных осей и базисных плоскостей (рис. 1) с началом в точке с нулевыми координатами. Относительно нуля рекомендуется создавать детали, располагая их так, чтобы какая-либо из базисных осей была осью симметрии. Возьмем во внимание пару фактов:
- Принято, что по оси Z (синяя) закладываются размеры высот, поэтому вдоль нее будет вытянут будущий цилиндр.
- В плоскости XoY (синяя) обычно закладывается базовая кромка разрабатываемой детали. Именно в этой плоскости будет создан эскиз основания цилиндра (окружность).
Чтобы создать эскиз в Компасе нужно выделить плоскость, на которой будет осуществляться черчение, выбрать вкладку «Инструменты эскиза» — «Окружность» (рис. 2), так как основание цилиндра именно эта фигура. После нажатия инструмента построения окружности, экран Компаса специально повернется так, что плоскость для эскиза будет параллельна плоскости экрана. Окружность строится из своего центра, поэтому после нажатия, нужно щелкнуть в точку с нулевыми координатами, инструменты автопривязки Компаса помогут с этим справиться. Затем в левом окне параметров нужно указать диаметр или радиус (рис. 3). Чтобы завершить построение, нужно просто щелкнуть в рабочем поле.
После вышеописанных манипуляций получилась окружность с центром в нулевой координате, лежащей в горизонтальной плоскости XoY (рис. 4). Чтобы выйти из режима эскиза, нужно нажать на зеленую кнопку справа вверху экрана.
Создание поверхности цилиндра в Компасе
Создание 3д модели в Компасе не обходится без операции создания поверхности. Реализовать это можно совершенно по разному, но так как в рамках урока рассматривается цилиндр со сплошным наполнением, то для его создания лучше всего использовать инструмент «Выдавливание» (рис. 5). После нажатия на кнопку следует выбрать контур эскиза, построенный в прошлой главе, после чего появится предпросмотр цилиндра с высотой выдавливания в 10 мм, выставленного по умолчанию (рис. 6). Изменить это значение, а так же направление выдавливания можно на панели параметров слева. Выставим расстояние в качестве примера 150 мм, после чего нажимается зеленая галочка (рис. 7).
Таким образом получилось создать 3д модель цилиндра в Компасе.
Инструмент «Вырезать выдавливанием» в Компасе
При построении цилиндра в Компасе использовался инструмент «Выдавливание», существует так же и противоположный по действию, но одинаковый по сути механизм построения поверхностей — «Вырезать выдавливанием». Его уже использовали при построении отверстий в другой статье, а в текущем примере можно показать, что этот инструмент годится для создания полостей.
Представим, что цилиндр, построенный выше — корпус стакана. Чтобы создать углубление, нужно на верхней грани цилиндра создать эскиз окружности с диаметром поменьше (рис. 7). Не снимая выделения с эскиза, воспользоваться кнопкой «Вырезать выдавливанием» и указать значение в 140 мм в окне параметров (рис. 8). В итоге получается цилиндр с цилиндрическим вырезом (рис. 9).
Как построить конус в Компасе 3D?
Конус можно построить принципиально по иному, нежели цилиндр, используя так же инструменты эскиза и инструмент «Элемент вращения». Как я уже отмечал выше, при построении моделей есть возможность использования разных подходов и инструментов, ведь цилиндр можно построить точно так же. Но в данном примере рассмотрим, как построить конус в Компасе 3D.
У конуса ось вращения проходит от вершины к центру окружности-основания, соответственно эти две точки будут располагаться на оси Z, причем основание с центром в нулевой координате и в плоскости XoY.
Для начала в плоскости ZoX нужно создать эскиз половинки конуса в его сечении по центру (рис. 10). Затем выбрать инструмент «Элемент вращения» (рис. 11), при этом в параметрах построения указать ось, относительно которой будет вращаться эскиз, в данном случае — oZ (рис. 12). При нажатии на зеленую галочку, цилиндр будет построен (рис. 13).
Таким образом, в текущей статье были рассмотрено создание 3д модели в Компасе на примере построения таких примитивов как цилиндр и конус с использованием эскизов для построения и инструментов выдавливания, выреза выдавливанием, вращения. Это базовые приемы для создания простейших моделей в Компасе.
Сделать эскиз в Компасе
Для создания 3d детали необходимо сделать эскиз в Компасе. Создать эскиз в Компасе не составит труда даже для новичка. Простой интерфейс программы позволяет начать построение всего в два клика кнопкой мышки.
Сделать эскиз в Компасе
Выбираем создание детали, компас предлагает построить эскиз, перед пользователем возникает трехмерная система координат. Необходимо выбрать плоскость, предлагаются XY, ZX, ZY.
Плоскость можно выбрать как в дереве модели, предварительно щелкнув по плюсу начала координат, или же нажав на нее, непосредственно, на изображении плоскостей. После выбора плоскости, нажимаем на значок и активируем эскиз.
Активировали. Теперь значок подсвечен, в дереве модели появилась надпись с порядковым номером, перед нами выбранная плоскость, на которой создаем эскиз.
Для выхода из режима эскиза нажимаем на подсвеченный значок. Готово. Теперь можно приступать к выполнению различных операций.
Часто новички спрашивают, как создать 3d эскиз, используя Компас. Как таковой 3д эскиз Компас не делает, но его заменяют эскизом в двух плоскостях. Зачем это надо? Такой прием позволяет построить детали в виде гнутых труб, патрубков, крюков.
Такая деталь строится в двух плоскостях с помощью кинематической операции. Соответственно и эскиз строится в двух плоскостях. Первая плоскость XY, из точки начала координат строим окружность, выходим из режима. Вторая плоскость ZX, также из начала координат создается траектория.
После выхода из режима эскиза выбираем кинематическую операцию, выбираем соответствующие эскизы, назначаем, при необходимости, тонкие стенки, получаем деталь.
В данном уроке были рассмотрены создания простейших эскизов, на практике возникают более сложные ситуации, поэтому прошу задавать интересующие Вас вопросы.