Как проверять компрессор холодильника на работоспособность
В бытовых холодильниках компрессор – одна из главных деталей. Именно он обеспечивает замкнутый цикл рабочего процесса, основанного на принципе теплоотдачи с образованием отрицательных температур внутри холодильной камеры. Если по какой-то причине компрессор не работает, не запускается, холодильник превращается в бесполезный (хотя и красивый) шкаф.
Есть ли возможность самостоятельно определить причину неисправности, если учесть, что не всегда именно компрессор становится «виновником» поломки? Несомненно, такая возможность есть. Потребуется лишь вооружиться определенными знаниями и навыками.
Советы по самостоятельной проверке компрессора в холодильнике
Цилиндрический предмет, чаще черного цвета, который можно увидеть с обратной стороны внизу холодильника – это кожух компрессора. Внутри кожуха в трансформаторном масле на независимой пружинной подвеске располагается компрессор.
Принципиально компрессоры ничем друг от друга не отличаются. Они представляют собой электродвигатель с поршневой или плунжерной нагнетательной системой. Любой электродвигатель переменного тока имеет в своей конструкции рабочую и пусковую обмотки.Обрыв или прожиг провода в одной из обмоток – наиболее частая причина поломки всего блока компрессора.
Из кожуха выводятся три контактные клеммы. Одна из клемм служит выводом пусковой обмотки, другая – рабочей обмотки,а третья –это общая шина.
Кроме того, каждый компрессор имеет пусковое реле. Устройство для запуска мотора в виде небольшой коробочки, имеющей общую контактную группу с клеммами компрессора. Иначе говоря, эта «коробочка» буквально надевается на эти самые три клеммы. Пусковое реле также может стать причиной, вследствие которой компрессор холодильного агрегата не запускается.
Новейшие модели холодильников оснащаются принципиально новыми устройствами запуска компрессора. Такие пускатели представляют собой сугубо электронное устройство, в отличие от прежних — электромеханических. Сама собой напрашивается аналогия с автомобильными блоками зажигания, пришедшими на смену традиционным трамблерам.
Не стоит забывать о питающем кабеле, который мы нередко основательно дергаем, пытаясь дотянуть до ближайшей розетки.
Возможные неисправности
Из перечисленных выше причин складывается следующий перечень возможных неисправностей холодильника:
- перегорание одной из обмоток компрессора;
- выход из строя пускового реле;
- обрыв одной из токопроводящих жил (фаза, ноль) внутри питающего кабеля.
Последовательное исключение каждой из возможных неисправностей позволит определить истинную и приступить к ремонту или замене детали.
Для проверки питающего кабеля неплохо иметь в запасе подобный в заведомо рабочем состоянии. Это может быть сетевой шнур от старого утюга, стиральной машины, компьютерного блока питания и любых других приборов подходящей мощности.
Важно знать функциональную принадлежность каждой из клемм и не перепутать линию электропитания с шиной заземления. Закрепив контакты на соответствующих клеммах пускового реле, проверяем работоспособность холодильного агрегата. Если запуск компрессора состоялся, причина ясна.
Другой способ проверки кабеля после его отсоединения от реле — попытаться запитать с его помощью простейший электроприбор, например, настольную лампу. Здесь важно в целях безопасности предварительно изолировать импровизированные клеммные соединения.
Те, кто имеет в домашнем арсенале мультиметр, с помощью этого прибора (пр наличии опыта) могут предельно точно и быстро поможет определить любую из возможных неисправностей.
Проверяем компрессор холодильника: на сопротивление, на реле, проверка давления
Первым из необходимых действий при работе с компрессором будет проверка корпуса на пробой.Если он есть, можно почувствовать ощутимый удар током. Такое нередко происходит при работе со старыми холодильниками. Так что лучше, если рука будет в защитной перчатке.
Определить утечку электричества можно, измерив сопротивление между контактами и корпусом. Краску на корпусе придется зачистить для обеспечения токопроводимости, либо найти хотя бы малейший неокрашенный участок.
Индикатор прибора в режиме омметра должен показывать знак «бесконечность». Другими словами никаких цифр не должно быть. Если на индикаторе отображается хоть какое числовое значение, это указывает на наличие пробоя. В любом случае, требуется ремонт компрессора или его полная замена.
Продвигаясь от простого к сложному, проверяем на ликвидность пусковое реле. Принцип работы этого узла заключается в электромеханическом (в новых моделях – электронном) преобразовании частоты электрического тока для возбуждения пусковой обмотки двигателя.
Эффективным способом проверки будет исключение реле из цепи и кратковременная подача электроэнергии напрямую на клеммы рабочей обмотки. Если замечено вращение ротора, то вполне очевидно, что пусковое реле нуждается в замене.
Отсутствие результата при прямом подключении двигателя указывает на необходимость тестирования его обмоток, каждая из которых имеет свой номинал сопротивления. Обычно на корпусе компрессора располагается табличка с указанием рабочих параметров и схема коммутации электрических цепей.
Убедившись в исправности электрического оснащения компрессора, приступают к проверке его рабочего давления. Соблюдая меры предосторожности, в удобном месте перекусываем кусачками трубку от нагнетающего штуцера. Плоскогубцами завальцовываем конец трубки, идущей к испарителю холодильника, либо устанавливаем заглушку.
Важно. Перед началом работ важно узнать, какой тип хладагента используется в вашем холодильнике. Этот газ может быть вредным для глаз и дыхательных путей, воспламеняемым и даже взрывоопасным.
На конец трубки, идущей от компрессора, устанавливаем манометр с рабочим диапазоном до шести атмосфер. Здесь важно следить, чтобы медная трубка не была завальцована. Для соединения с манометром используют резиновый шланг повышенной прочности, например, от автомобильного насоса и винтозатяжные хомуты.
При включении компрессора манометр должен показать рабочее давление в пределах от четырех до шести атмосфер, в зависимости от модели холодильного агрегата и его мощности. Если показатель давления значительно ниже требуемых параметров, компрессор считается нерабочим и подлежит замене.
Кроме прочего, неизбежны потери хладагента, а это в немалой степени сказывается на эффективности работы холодильника. В процессе замены компрессора газ необходимо заливать до нужного объема. Самим выполнять такую работу крайне сложно. Рекомендуется привлечение специалиста, имеющего навыки, соответствующее оборудование и расходные материалы.
Что понадобится для проверки компрессора
Как проверить, рабочий или нет компрессор холодильника? Чтобы получить ответ на этот вопрос, нам придется сначала подготовить следующий комплект приборов и инструментов:
- набор отверток с различными профилями или шуруповерт с комплектом насадок;
- гаечные ключи номиналами 8, 10 и 12 мм (соответствующие насадки шуруповерта);
- кусачки-бокорезы, плоскогубцы;
- манометр лабораторный универсального типа;
- мегаомметр, мультиметр (тестер);
- 2-3 проводниковых перемычки с зажимами типа «крокодил»;
- изолента, резиновые или виниловые заглушки;
- средства индивидуальной защиты при работе с вредными веществами.
Измерение сопротивления изоляции мегаомметром

Для проверки состояния изоляционных материалов токопроводящих жил обычный тестер не пригоден. Для этих целей служит специальный прибор — мегаомметр. Такой прибор способен определить сопротивление больших параметров.
Источником питания в таких приборах служит генератор переменного тока с ручным приводом или специальный преобразователь. В отличие от обычных омметров на выходе мегаомметра в зависимости от модификации прибора или предела измерения создается напряжение 100, 500, 1000 или 2500 вольт.
Как известно, изоляционные материалы обладают некоторой токопроводимостью. Поэтому под воздействием высокого напряжения через изоляцию проходит ток утечки, значение которого определяет ее сопротивление. На основании полученных показателей определяют степень износа или, наоборот, пригодности изоляционного материала.
Описанные виды работ производятся в исключительных случаях. В обмотках статоров электрических двигателей чаще всего используется медный провод, покрытый специальным изоляционным лаком. В случае пробоя такого провода потребуется полная перемотка индукционной катушки. Это возможно сделать и в домашних условиях, но при наличии необходимого оборудования, расходных материалов и, конечно, опыта в производстве подобных работ.
Проверяем компрессор мультиметром (тестером)
Между тем обычный мультиметр позволяет определить (или, как говорят, «прозвонить») электрические цепи любого бытового прибора на предмет их пригодности. Работоспособность холодильника во многом зависит от целостности его электрооборудования.
Для проверки компрессора даже не всегда необходим его полный демонтаж. Достаточно выдвинуть холодильник. Встречаются модели, у которых доступ к месту крепления пускового реле затруднен. В подобных случаях придется обеспечить наклон холодильника вперед с опорой на мягкую, но надежную подставку. Или все-таки демонтировать компрессор.
Добравшись до реле, снимаем его, выкрутив предварительно крепежные винты. Затем мультиметром проверяем сопротивление между контактами электромотора. Вначале между двумя нижними контактами (примерно равно 30 Ом), затем между верхним и нижним левым (20 Ом) и между верхним и нижним правым (15 Ом). Приведенные значения приближены к номиналам большинства моделей бытовых холодильников. В исключительных случаях рекомендуется пользоваться адресными источниками. Для некоторых моделей холодильников сопротивление обмоток может иметь индивидуальное значение.
Как отмечалось выше, любые расхождения в значениях контрольных замеров сигнализируют о выходе того или иного узла из строя. Конечно, такие детали, как реле или питающий кабель, легко заменимы и недорого стоят. Поломка компрессора – более накладное событие. Здесь решение принимается сугубо индивидуально.
Если ваших технических способностей достаточно, чтобы выполнить ремонт своими руками, смело приступайте к делу и получите очевидную выгоду. В противном случае обращайтесь в ближайший техсервис, соответствующий вашей модели холодильника. Но уже будучи вооруженным знанием причины поломки изделия.
Заключение
Надеемся, что в вопросе, как проверить компрессор холодильника, для вас не осталось темных пятен и неопределенностей. Даже в том случае, если не удастся полностью самостоятельно устранить все поломки, вы получите точную информацию о неисправных деталях. А значит, исключите риск стать жертвой недобросовестных работников ремонтного предприятия, что в наше затратное время тоже немаловажно.
Как проверить мотор-компрессор холодильника
Первым делом откроем клеммную коробку мотора-компрессора. С помощью плоской отвертки отщелкните часть корпуса короба.
Далее откручиваем болты, фиксирующие кабеля.
Теперь определим назначение проводов. В большинстве моделей бытовых холодильников коричневый провод (фазовый) и синий (нейтральный) подключены непосредственно к фазе и нейтрали термостата. Черный провод подает напряжение на двигатель.
Исключим поломку термостата. Возьмем мультиметр и проверим напряжение.
Проверку ведем поочередно:
- напряжение между фазой и нейтралью — коричневый и синий провода,
- напряжение между нейтралью и фазой с выхода термостата — синий и черный провода (температуру в холодильнике перед этим нужно выставить на максимум).
Если напряжение есть — термостат в порядке.
Проверяем исправность защитно-пускового реле, замерив напряжение между синим проводом (нейтраль) и черным (фаза с термостата).
Продолжим диагностику. Выключите холодильник и отсоедините блок пускозащитного реле, отщелкните половинки корпуса и проверьте контакты биметаллического переключателя. Норма — небольшое сопротивление.
Перейдем к диагностике обмотки двигателя. Проще всего этого сделать на извлеченном моторе-компрессоре.
На компрессорах бытовых холодильников есть 3 клеммы. Их назначение: общая, пусковая катушка, рабочая катушка. Определить каждый контакт поможет мультиметр. Увидели, что между двумя контактами наибольшее сопротивление, значит тестируете пусковую и рабочую обмотку. Соответственно, третий контакт будет «общий». Контакт с меньшим сопротивлением соответствует рабочей обмотке. Сопротивление каждой из обмоток не может превышать 100 Ом, в противном случае это будет означать, что обмотка повреждена.
Следующий этап: проверка исправности компрессора с помощью шнура с вилкой и тремя проводами с клеммами на концах. Провода на шнуре — фаза, нейтраль, земля.
Подключите провод заземления к корпусу двигателя, фазу — к общей клемме, нейтраль к контакту рабочей катушки. Вилку вставьте в сеть. Как только услышите, как гудит компрессор, замкните на несколько секунд контакты рабочей и пусковой обмотки.
Далее проверим сопротивление между клеммами компрессора и его корпусом. Протестируйте каждый контакт. Сопротивление, отличное от бесконечного, говорит о том, что уровень сопротивления изоляции недостаточный, и при включении холодильника в сеть, может отключиться защитный дифференциальный автомат в электрощите.
Дополнительно вы можете вручную проверить, как компрессор выдает сжатие, необходимое для транспортировки хладагента по всему контуру. Большинство компрессоров имеют 3 трубки — два входа и один выход.
Зажмите одну из впускных трубок, и вы почувствуете создаваемое в другой впускной трубке давление.
Как вы видите, диагностика мотора-компрессора — непростой и длительный процесс. Опытный мастер по ремонту холодильников проведет проверку двигателя быстро и безошибочно, поэтому не тратьте время и нервы — обратитесь в сервис за профессиональной помощью.
Практические рекомендации, как провести диагностику холодильника своими руками
Многие домохозяйки сталкиваются с тем, что холодильник перестаёт морозить продукты или делает это некачественно. Иногда с сохранением холода проблем нет, но техника издаёт громкие звуки, трещит или периодически выключается.
В данном случае важно определить причину поломки, чтобы понять, возможен ли самостоятельный ремонт или лучше посетить сервисный центр. В данной статье подробно описано, как провести диагностику холодильника самостоятельно.
Как произвести диагностику своими руками?
- Техника может выйти из строя из-за проблем с внутренней камерой. Холодильник не замораживает или не охлаждается верхний отсек. Но двигатель работает. Проблема в данном случае связана с неполадками в одной или нескольких составных частей системы. произвольно включается и выключается. Иногда он выходит из строя окончательно и не реагирует на подачу электричества или выключение из розетки.
Важными показателями того, что техника неисправна, считаются:
- нехарактерные звуки;
- отклонения в работе;
- выявленный запах гари;
- другие детали, которые становятся заметны при осмотре.
Очень часто при неисправностях повреждается механическая часть корпуса, разрушается термоизоляционный слой и смещается температурный режим. На месте повреждения скапливается конденсат, который стекает по технике и замораживает детали. Открыть корпус оборудования при этом не всегда удаётся легко.
Инструкция по определению поломки
Проверка кабеля
Компрессор холодильника присоединяется через кабель соединяющими деталями. Проблема может состоять в неисправности кабеля или контактов.
У компрессора есть две обмотки: пусковая и рабочая. При помощи мультиметра присоединяют его тестер поочерёдно к клеммам. Величины суммируют, сравнивают с сопротивлением между двумя обмотками.
Исправный компрессор в итоге показывает равные величины. Небольшое отклонение допускается в пределах возможной погрешности прибора.
При этом диагностика проводится при температуре холодильника не выше 20 градусов.
- Первый провод всегда присоединяют к клемме рабочей обмотки.
- Второй — к общему выходу.
- Третий провод — также к рабочей клемме, после этого подают напряжение электрического тока. К выходу пусковой обмотки подводят третий провод.
Электроники
Важно знать, как определить неисправность электроники самому. Чаще всего причиной являются перепады напряжения, из-за которых защитно-пусковое реле холодильника может перестать срабатывать, что ведёт к поломке. Для проверки нужно снять пластиковую крышку, внимательно осмотреть контакты. На проводах не должно быть видно следов окисления или ржавчины, которые часто служат причиной неисправности мотора из-за перепадов напряжения в электрической сети.
Если при осмотре не удалось обнаружить дефекты или отклонения, тестером проводят прозвон деталей через контакты катушки, которые находятся на входных и наружных её боках:
- При нулевом сопротивлении можно говорить об исправности детали.
- Но если сопротивление стремится к бесконечности, то катушка и реле перегорели и не подлежат эксплуатации.
Отремонтировать их можно, если перепады напряжения не сильно повредили присоединяющиеся провода. Если же деталь полностью непригодна к эксплуатации, то её меняют на новую. При этом важно исправить напряжение в сети до среднестатистического и приемлемого для работы холодильника. Если этого не сделать, то можно снова ждать перегорания деталей.
Цепи управления
Чтобы проверить цепи управления, необходимо провести диагностику: замкнуть два провода, предварительно отсоединив их от реле. Так проверяется контакт между проводом и вилкой включения.
- Если контакт появляется, то реле оттаивания находится в норме, в нём проблемы нет.
- Если колебания стрелки нет, значит, есть проблемы с напряжением.
Если проблема обнаружена, нужна проверка блока для диагностики оборудования на предмет поломки. Возможно, шнур перегнут или сильно повреждён. Агрегат в данном случае практически полностью выходит из строя, и подача электрической сети никак не влияет на работу оборудования.
Температурного датчика и терморегулятора
Осмотр температурного датчика проводится путём соблюдения следующих правил:
- отключить проводку и снять её с оборудования отвёрткой;
- проверить регулятор оттаивания;
- проверить вывод тестером;
- меняют датчик, если тестер показывает замыкание (этот случай говорит об однозначной неисправности детали).
Если поломка заключается в нарушении функции оттаивания холодильника, то просто устанавливается специальная перемычка. Её можно сделать самостоятельно. Для этого берут металлический жучок. Металлический жучок подойдёт только для не совсем новых моделей холодильников.
Компрессора
Неисправность компрессора может состоять в следующем:
- Не включается вообще. При этом пусковое реле щёлкает, как бы инициируя старт.
- Работает, но не морозит. В агрегате не хватает хладагента или механическая часть полностью износилась, а компрессор не может подать нормальное давление в трубах. Холодильник в данном случае исправно питается от сети и вроде как работает, но не охлаждает продукты в верхнем отсеке и не морозит нижнюю часть.
- Агрегат не охлаждает камеры, либо, наоборот, сильно активно работает, что появляется на стенках лёд. Это может говорить о неполадке в работе высасывающего клапана, датчика температур или реле. Все эти детали ответственны за подачу сигнала на команду запуск.
Ряд моделей холодильников (LG, Liebherr, Bosch, Indesit, Samsung, Gorenje, Sharp, Siemens) имеют блок электронного управления, который самостоятельно локализует проблему путём диагностики и подачи сигнала в пусковую установку.
Ремонтировать самостоятельно или обращаться к мастеру — решать хозяевам. Если поломка очевидна, но есть способы устранения проблемы, то никаких лишних затрат это не повлечёт. Но вот если деталь совершенно неисправна, то её лучше всего заменить в сервисном центре.
О том, как прозвонить обмотки компрессора мультиметром вы можете узнать из этого видео:
Прозвон пускового и защитного реле
Неисправность пускового и защитного реле может состоять в следующем:
- окисленные или обгоревшие контакты;
- повреждения механического характера;
- перегрев позисторного элемента;
- нарушенное крепление реле, неправильное его расположение;
- перегорела спираль;
- заклинивает сердечник.
- Для проверки этих неисправностей в индукционном механизме реле убирается соленоид.
- Затем проверяются контакты: если они окислены, то легко очищаются наждачной бумагой.
Электродвигателя
Обрыв пусковой обмотки может привести к нагреву мотора. Это служит причиной активации пускозащитного реле. Электродвигатель холодильника окончательно отключается при выходе из строя обмотки. Холодильник при этом может исправно работать, но совершенно не морозить.
Чтобы проверить, в чём проблема в отказе работы электродвигателя, нужно проверить, тёплый или холодный конденсат выходит. Дело может заключаться в недостаточной закачке фреона (об особенностях заправки холодильника фреоном читайте тут). При заполнении пространства газом работа двигателя приходит в норму.
Часто проблема может состоять в том, что мотор/компрессор подвергается постепенному износу из-за продолжительной эксплуатации оборудования. Чрезмерная нагрузка на двигатель — распространённая причина того, что происходят нагрев и выход из строя электродвигателя.
В каких случаях самостоятельный ремонт невозможен и нужно вызывать мастера?
Самостоятельно можно проводить мелкий ремонт холодильника, который состоит в регулировке ручки, замене резинового уплотнителя на дверце или в установке новой лампочки. Можно выполнить ряд процедур, которые состоят в разборе основных деталей и быстрой их замене. Но есть серьёзные неисправности, с которыми лучше не связываться и обратиться к мастеру:
- Утечка хладагента. Нужно восполнить эту утечку, чтобы избежать других серьёзных поломок.
- От оборудования исходит запах пластмассы. При этом все возможные причины проверены самостоятельно, но нарушений или поломок деталей не выявлено. В данном случае мастер поможет быстро сориентироваться в причине поломки и исправить её.
- Дёрганье и постоянное прерывание работы холодильника. Если при таких признаках все возможные моменты были учтены и проверены все элементы, то мастер нужен для диагностики серьёзных дефектов, которые не видны обывателю на первый взгляд.
Своими руками провести диагностику холодильника просто. Для этого нужно знать, где расположены основные детали и элементы, а затем проверить их на исправность. В более сложных поломках стоит не руководствоваться своими умениями, а довериться специалистам.
Полезное видео
Предлагаем посмотреть познавательное видео по самостоятельной диагностике холодильников: