Проверка МОТОРА ХОЛОДИЛЬНИКА мультиметром
С помощью мультиметра или цешки можно легко проверить исправность обмоток двигателя компрессора холодильника, но это не гарантирует исправность самого компрессора, т.к., он может заклинить при неправильной заправке хладогентом. Многие компрессоры очень чувствительны к качеству и марке фреона.
- Как отличить пусковую и рабочую обмотку с помощью мультиметра в моторе холодильника
- сопротивление обмоток мотора холодильника АТЛАНТ
- Видео — как прозвонить компрессор с помощью мультиметра
- Сопротивлений обмоток компрессора АСС
- Подборка видео о ремонте холодильника своими руками
Как отличить пусковую и рабочую обмотку с помощью мультиметра в моторе холодильника
- Прозваниваем обмотки на предмет пробоя на корпус, сопротивление любой из клемм не должно быть ниже 50 — 100 ом
- Находим «точку наибольшего сопротивления» т.е., последовательного подключения пусковой и рабочей обмотки (на рисунке клеммы R и S)
- Замеряем сопротивление обмоток относительно точки C
Обмотка с меньшим сопротивлением РАБОЧАЯ, соответственно вторая, с большим сопротивлением ПУСКОВАЯ.
Определить межвитковое замыкание или обрыв обмоток можно с помощью таблиц приведенных ниже. Причиной межвиткового замыкания может быть использование некачественного хладогента. Некоторые горе-умельцы заправляют холодильник даже пропан-бутаном (газ для зажигалок) вместо фреона, такая заправка опасна (пропан взрывоопасен) и непременно приведет к заклиниванию компрессора.
Базовые параметры сопротивления обмоток компрессора холодильника
Компрессор можно назвать основной частью холодильника, его исправность гарантирует поддержание заданной температуры в холодильной камере и в морозильнике. Если холодильник перестал замораживать, то в первую очередь проверяют исправность компрессора. Этом можно сделать самостоятельно в домашних условиях полагаясь на данные, приведенные в таблице сопротивления обмоток.
Где находятся обмотки компрессора?
С обратной стороны холодильника находится компрессор. Он размещен в защитном кожухе, обычно черного цвета. Компрессор представляет собой электродвигатель, в котором есть обмотка. У большинства марок холодильников компрессорные агрегаты особо не отличаются друг от друга, например, Атлант, Индезит, Бирюса, Саратов.
Чтобы определить рабочее состояние агрегата нет необходимости снимать защитный кожух. Для измерения сопротивления понадобятся выводы из компрессора. Выводов всего три, каждый отходит от определенной обмотки: общей, рабочей и пусковой.
Реле, которое участвует в запуске мотора, непосредственно соединено с этими контактами. В последних разработках в качестве регулятора скорости включения используются электросхемы.
Как проверить сопротивление обмоток?
Чтобы проверить на исправность компрессор, необходимо узнать какое сопротивление обмоток, сделать это можно при помощи специального прибора — мультиметра (тестера).
Проверка компрессора мультиметром:
- Извлечь пусковое реле: снять крышку и отсоединить реле от контактов.
- С помощью тестера замерить сопротивление. При исправном компрессоре сопротивление между верхним и левым контактами тестера составляет 20 Ом (пусковая обмотка), а между верхним и правым (сопротивление рабочей обмотки компрессора холодильника) — порядка 15 Ом. При этом между левым и правым самое большее значение — 30 Ом.
- На усредненные показатели, приведенные выше влияет марка холодильника. Так, сопротивление обмоток компрессора холодильника Бирюса, будет отличаться от данных холодильника Атлант, Индезит, Саратов. Однако показатели не должны превышать разность в 5 Ом. В противном случае данные мультиметра будут указывать на неисправность компрессора.
- Кроме того, проверяется сопротивление меж проходными проводами и кожухом агрегата. Для этого щуп мультиметра присоединяется к медной части штуцера (любого), другой щуп крепится к проходным контактам. На исправность компрессора укажет значок обрыва, а на серьезную поломку укажет какое-либо значение сопротивления.
Узнать точные данные можно из специальных таблиц, где указано, какое сопротивление пусковой и рабочей обмоток компрессора холодильника характерно для определенной марки. Так, в отдельной таблице можно найти показатели для всех марок, например, холодильника Бирюса или Саратов, Атлант, Индезит.
Единственно правильная проверка компрессора .
В этой статье мы хотим помочь механикам разобраться с их собственной квалификацией . Наши рекомендации не обязательны к исполнению и не являются догмой .Наша статья обращена, как не странно, к холодильщикам с большим опытом . Они очень ревниво относятся к рекомендациям, когда им советуешь, как и что сделать , чтоб было лучше.Молодёжь давно нас переплюнула в плане профессионализма , она любознательна и стремиться идти в ногу со временем . Обратили внимание, что часто возвращают рабочие компрессора . При разговоре с механиком выясняем, что выбивает пусковое реле и, ставя другое реле, компрессор всё равно не работает .В каждом регионе существует свой "сленг " К примеру, компрессора называют "моторами " , "головками ", "горшками" "и др синонимами . При нашем сленговом вопросе "Вы проверяли компрессор на прямую ?" механик не понимает о чём речь . Существует ОДНА , ЕДИНСТВЕННАЯ возможность правильно диагностировать компрессор . Это запустить компрессор на прямую без реле . Проверка через рабочее реле даёт не всю информацию о работе компрессора. К механику возникают такие вопросы : А если реле не рабочее ?, А если реле сгорело при предыдущей проверке ? А если у него другой рабочий ток? ( по Вашей логике нужно носить кучу новых или рабочих реле с номиналом 0,5 А, 0,9А ,1,2А ,1,3 А,1,4А,1,5А и другие ). По Вашей методике, приходя на старый овальный "Днепр" или "Донбасс" вы должны проверить цилиндр новым реле РТК-Х ? Смешно .1) реле ртк-х оптом стоит 85 гр 2) если сгоревший компрессор,то при подключении сгорит и новое реле,и сумма денег, взятая за вызов и диагностику,практически не окупит стоимости нового реле.Где логика? . Вы экспериментируете и не делаете чёткий анализ работы компрессора . ЕЩЁ РАЗ Существует ОДНА , ЕДИНСТВЕННАЯ возможность правильно диагностировать компрессор . Это запустить компрессор на прямую без реле . Других правильных способов не существует . Я понимаю, что пишу об азах ремонта, и многие механики,читая эту статью, улыбаются . Но накипело . Каждую неделю 1-2 механика, особенно из небольших населённых пунктов,просто чудят . Хотим от чистого сердца им помочь , ведь тогда и у нас будет меньше возврата . Вы не будете возвращать рабочие компрессора .
Итак для чего нужен запуск "на прямую "
1) Вы получаете полную картину работы компрессора, его рабочий ток с точностью до десятой ампера, что очень важно, ведь реле с другим током работать не будет или будет работать не долго
2) Вы видите какая обмотка сгорела и получаете полную картину дефекта .
3) Новый компрессор занесённый, в квартиру с мороза, может может через реле не запустится,сработает защита реле(это бывает, но не всегда ) поэтому в таких случаях нужно запустить компрессор на прямую и только потом через реле
4) При коротком замыкании у Вас сработает " автомат/пробка" в вашем приборе , а не сгорит реле .
5) По амперметру Вы можете судить о таких поломках, как забита система или не качает клапан.
5) Мультиметр и тестер- клещи не дают полную картину. К примеру, клещами удобно пользоваться при рабочем компрессоре ― набросил на провод и видишь рабочий ток . Мультиметром, конечно, удобно пользоваться, измеряя сопротивление обмоток ( желательно вести записи) На старых компрессорах номинал пусковой и рабочей обмотки сильно отличался и Вы легко определяли, где какая обмотка . На современных двигателях пусковая и рабочая обмотка почти не отличаются по сопротивлению и это может сбить с толку . Вспомните старый чешский " CALEX ", в котором поменяны местами пусковая и рабочая обмотка .
Но в данной теме мы не берём исключения . Для исключений как раз и нужен тестер чтоб вычислить пусковую и рабочую обмотку .
Как запустить на "прямую "
А) Сложный вариант с изготовлением любого размера корпуса будущего прибора . Даже дилетанты в нашей профессии знают, что в компрессорах существуют рабочая , пусковая и общая обмотка . Итак :общая всегда стоит отдельно ( в старых цилиндрах вершина треугольника слева , в старых "горшках" вершина внизу , в Атлантах, Асс вершина вверху ) . На неё подаем первый провод 220 вольт . второй провод 220 подаём на рабочую обмотку . делаем кратковременную перемычку между пусковой и рабочей . запустился компрессор . смотрите на рабочий ток . Амперметр должен быть с частой ценой деления от 0А до 2А (нас интересует тоу от 0,5А до 1,5 А). Общая шкала до 5-10 А (чтоб не сгорел амперметр при пуске ). Кнопку замыкания лучше использовать ПНВС . К примеру, кнопка звонка не походит,большая токовая нагрузка и будут подгорать контакты . Желательно поставить вольтметр . Встречал ситуации, когда при малом или большом напряжении компрессор включиться и сразу выключиться. То есть, казалось бы одно из двух: или реле, или компрессор . Но как оказалось причина это проблемное напряжение.Но главное амперметр . Защита 10А . помогает при коротком замыкании,пусковой ток идёт до 6 А и Вашей защиты хватит. Всё это собираем в красивый коробок . Желательно ставим розетку ― будем всегда использовать как удлинитель во время ремонта, на клеммы лучше использовать переходник с реле Р3 или Р4, или крокодильчик . Получился прибор, которым проверяете компрессора
Б).ПРОСТОЙ вариант. Берёте провод с вилкой, один конец на общую, второй на рабочую обмотку,включаете в розетку , кратковременно перемыкаете отвёрткой пусковую и рабочую обмотку,компрессор запустился, если есть амперметр или клещи- меряете ток, если нет- судите по косвенным признакам.Рабочий компрессор будет работать и лишь со временем греться , не рабочий работает ( не всегда, конечно) ,но сильно нагреваясь и быстро мотая электросчетчик . Этот вариант лучше не использовать, стремитесь к первому.
НАШ МАГАЗИН ДЕЛАЕТ ТАКИЕ ПРИБОРЫ . ПРОСИМ ОБРАЩАТЬСЯ К НАШИМ МЕНЕДЖЕРАМ . также Вы можете сами сделать универсальный прибор для проверки компрессоров . Схемы прилагаються . У
Старый "горшок " , НОРД , СЕКОП :
Схема редко встречающегося цилиндра
Схема АСС , Атлант :
Схемы идинтичны, для примера мы показали как располагаются обмотки на основных моделях компрессоров . Бывают исключения расположения , но это отдельная тема . Итог статьи: через реле компрессор проверять НЕЛЬЗЯ . очень дорого и не полная картина . Уважайте свой труд , развивайтесь , уменьшайте свои затраты , делайте работу прибыльной. УЧИТЬСЯ НИКОГДА НЕ ПОЗДНО