Как отремонтировать дорогу в деревне

Практикум: как отремонтировать дорогу в дачном массиве

Качество дорожной сети в дачном массиве или коттеджном поселке для покупателя – важный критерий выбора участка, для девелопера – существенная статья расходов, а для домовладельца – повод купить внедорожник. Мы расскажем вам, как сделать или отремонтировать грунтовую дорогу в дачном массиве

Городские и областные целевые программы субсидирования дачных и садоводческих объединений, предусматривают компенсации расходов на дорожное строительство и ремонт. Но шансы получить бюджетные деньги на эти цели у садоводов, мягко говоря, невелики. То есть, подавляющему большинству членов СНТ и ДНП строить и ремонтировать дороги приходится за свой счет.

Какие должны быть дороги в коттеджном поселке?

Выбирая участок в новом массиве, следует обращать внимание на то, как спланирована дорожная сеть и насколько она удобна для реальной жизни. Ошибок при создании генпланов может всплывать великое множество. Причем, как правило, все они начинают давать знать о себе не в начале строительства, когда жильцов еще мало, а уже тогда, когда поселок построен и заселен. Недосмотры проектировщиков могут оборачиваться пробками на выездах, часами потерянного времени для жильцов, провалами и колдобинами, возникающими из-за неверного расчета нагрузки на дороги и несущей способности грунтов.

Пожарные требуют, чтобы в любом массиве были альтернативные заезды, но случается, что их строительство отложили в долгий ящик. В результате может оказаться, что если, к примеру, на единственной ведущей в массив грунтовой дороге увяз груженый «Камаз» — обитатели поселка надолго окажутся под «домашним арестом».

Какой ширины должны быть дороги и проезды в коттеджном поселке? В качестве минимального значения при проектировании принимается 4,5 м (дорога V категории с одной полосой для движения). Но это почти тропинка: здесь даже двум легковушкам без выезда на обочину разойтись трудно, не то, что груженой шаланде с бетономешалкой. Поэтому такие проезды в обязательном порядке должны иметь расширения (как правило, рядом с перекрестками). Кроме того, пожарные потребуют, чтобы тупиковый проезд был оборудован разворотной площадкой — и не для девушки на внедорожнике, а для пожарной машины.

Дорожное полотно 7 м дает возможность организовать полноценное двустороннее движение. Но для центральных улиц большого коттеджного поселка с более или менее интенсивным автомобильным и пешеходным движением, комфортное значение – 9 м.

Но дороги приходится не только проектировать, но также правильно строить, ремонтировать и эксплуатировать. Но порой случается, что размежевав территорию, продав участки и наспех отсыпав основные дороги, девелопер посчитал свою миссию выполненной.

Дорога класса «лайт»: строим сами

Что нужно знать обитателям дачного массива, если они остались со своими дорогами один на один и вынуждены делать их собственными силами? Прежде всего, следует помнить, что интересы возможных подрядчиков не всегда совпадают с вашими. Они заинтересованы в освоении ваших средств, вы желаете сэкономить, но не в ущерб качеству.

Как быть? Прежде всего, изучать матчасть, то есть, технологии дорожного строительства, а также «мониторить» цены на основные материалы (песок, щебень, асфальтовая крошка), их доставку, и услуги подрядных организаций. Ничто не мешает, определив фронт работ, провести среди потенциальных подрядчиков тендер, чтобы выявить самое выгодное предложение, а при случае, ткнув пальцем в ту или иную позицию сметы, спросить: «Почему так дорого?».

Попытаемся обобщить опыт дорожного строительства в небольших дачных массивах. Во-первых, подобные «мегапроекты» должны начинаться с общего собрания, с обсуждением смет, графиков работ, назначением ответственных и контролеров.

Если инициативная группа не сделает весь процесс прозрачным и понятным для других членов СНТ, у «товарищей» неминуемо возникнет множество самых разных версий по поводу «нецелевого использования» доверенных денег. На материалах и работах скорее всего, сэкономить не удастся – это плохая новость. Хорошая – в том, что почти всегда есть возможность растянуть строительство и, соответственно, затраты на несколько лет. При этом уже в первый год у вас будет дорога, позволяющая подъехать к участку.

Единственное в данном случае требование – заранее рассчитать конструкцию дорожной одежды, соответствующую местным условиям и нагрузкам. Оптимальный вариант, когда строительство разбивается на два или, а если речь идет о проблемных грунтах, на три года.

Первая очередь начинается с дренажных работ: по краям будущей дороги делают канавы, а выбранный из них грунт используется для насыпи. Если речь идет о почвах с преобладанием торфа, – нижним слоем должна стать подушка из песчано-гравийной смеси (ПГС), которую проливают водой и трамбуют (виброплитой или дорожным катком). Если песчаное основание качественно уплотнено, по нему можно будет ездить на легковушке или «газели», и первый этап строительства будет завершен. Но такая дорога требует аккуратной эксплуатации со строгими ограничениями для проезда крупнотоннажного транспорта и обязательной просушкой в весенний период.

По окончании тестового периода эксплуатации грунтовку придется выровнять и устранить появившиеся провалы и промоины. Второй этап строительства сводится к укладке геоткани и отсыпке трех слоев щебня (сначала крупной, затем – средней и мелкой фракции), в результате чего грунтовка превращается в полноценную автодорогу IV или V категории. Финишным покрытием (при недостаточном финансировании его можно отложить еще на год), как правило, становится отсев щебня (пыль и мелкие частицы, образующиеся при дроблении), либо приобретенная у «дорожников» по случаю асфальтовая крошка. Впрочем, и отсев под воздействием дождей, смешавшись с верхним слоем мелкого щебня, создаст твердую корку, способную без проблем выдерживать большегрузный транспорт.

Работа над ошибками

Первая ошибка, которая отражается на качестве дорожного покрытия – строительство «заплатками», по методу «слепили из того что было». Это когда все более или менее подходящие для этой цели материалы приобретаются по случаю, небольшими партиями.

Например, поблизости открылся песчаный карьер. Потом он закрылся, но рядом стали сносить здание и представился случай купить несколько машин строительного мусора. Затем начался ремонт шоссе, и появилась асфальтовая крошка по доступной цене… И все это добро заводится в поселок и используется для ямочного ремонта. Результат такого подхода – дорога с неоднородным покрытием и нескончаемые ремонтные работы.

Вторая группа ошибок – недостаточное внимание к мелиорации и дренажным системам. В условиях российского северо-запада с обводненными грунтами, без водопонижения не обойтись.

Часто приходится наблюдать, как строители вначале возводят насыпь, а потом, когда дорога готова, экскаватор начинает копать вдоль нее канавы. Между тем (если, разумеется, под ногами не торф, а песок или суглинок), имеет смысл проводить дренажные работы и мероприятия по водопонижению до начала отсыпки. В этом случае выбранный грунт не нужно вывозить: его можно использовать для подъема самого дорожного полотна.

Еще одна ошибка, которая непременно снизит и производительность труда, и качество дороги – проведение земляных работ в период дождей или таяния снега, когда грунт расползается, а канавы заплывают. Конечно, местные экскаваторщики и бульдозеристы с радостью согласятся поработать в любое время, но самый благоприятный момент для дорожного строительства в сельской местности начинается в декабре, когда почва скована морозом.

Как заставить администрацию сельского поселения привести дорогу в порядок?

На основании каких НПА можно потребовать устранения недостатков дороги сельского поселения, дорога насыпная, ямы на каждом метре глубиной в 20-30 см и шириной в 50-100 см. Как она должна содержаться и какой самый действенный способ заставить её содержать в нормальном виде?. Ровняют грейдером её очень редко — раз в несколько месяцев. Место действия — Смоленская область, Смоленский район, Приморское с.п.

Вообще согласно ст 14 ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ содержание местных дорог относится к компетенции местных органов власти если имеются факты ненадлежащего содержания местных дорог то обращайтесь с жалобой в прокуратуру Прокуратура вынесет в адрес главы местной администрации представление.

Подавайте жалобу в прокуратуру на местную администрацию, чтобы они провели проверку по факту ненадлежащего исполнения администрацией своих законных обязанностей. Знакомьтесь с результатами прокурорской проверки, если прокуратура будет бездействовать — жалуйтесь в вышестоящую прокуратуру.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. В силу с 09.01.2017)

Статья 14. Вопросы местного значения городского, сельского поселения

(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. К вопросам местного значения городского поселения относятся:

(в ред. Федерального закона от 27.05.2014 N 136-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 08.11.2007 N 257-ФЗ, от 21.04.2011 N 69-ФЗ, от 11.07.2011 N 192-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Всё верно. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения (ст. 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Только к вопросам местного значения муниципального района, а не сельского поселения.

А поэтому обращаться в местную (сельскую) администрацию и подавать на неё жалобу в прокуратуру смысла нет. Это не их компетенция.

Обращаться необходимо в письменной форме путем подачи заявления в администрацию муниципального района. Именно администрация муниципального района обязана заниматься дорожной деятельностью в границах муниципального района, делать дороги в границах сельских поселений.

Если реакции на заявление не будет, тогда и надо бить тревогу — обращаться к депутатам, в прокуратуру, в СМИ.

Напишите коллективную жалобу в прокуратуру, чтоб она обратилась с иском в суд об обязании Администрации произвести ремонт дороги.

В жалобе сошлитесь на следующее:

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Эти требования Закона нашли отражение в уставе поселения (п. 5 ч. 1 ст. 4).

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

В силу п.8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ч.1 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, в соответствии с ч.2 ст. 12 названного Закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог должно осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также сохранности автомобильных дорог.

какая бы плохая дорогая у вас ни была, но администрация, обслуживающая организация всегда могут сказать, что она соответствует ГОСТУ и вы просто придумываете проблему. Либо будут вас отфутболивать от администрации к дорожной организации и обратно.

Для действенного решения вашей проблемы лучше всего обратиться в Прокуратуру (желательно чтобы заявление было коллективное) к заявлению приложить фотографии дороги. Указать так же, что такое состояние дороги является нарушением требований по безопасности движения транспорта. В заявлении у прокуратуры нужно просить провести проверку о соответствии дороги ГОСТ Р 50597-93, в котором предусмотрены допустимые повреждения дороги (с глубиной ям и частотностью их присутствия в зависимости от категории дороги) а так же на п.1 ст.12 федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 г О безопасности дорожного движения

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения

Вы так же можете обратиться в ГИБДД за проверкой дороги-это их обязанность контролировать безопасность дорог согласно пп. 1, 2 ст. 30 Федерального закона от 10. 12. 1995 №196 — ФЗ «О безопасности дорожного движения»

делайте упор именно на несоблюдение безопасности дорожного движения, и в связи с этим возможную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения.

В этом случае для обеспечения защиты собственных прав, вам можно подать обращение в прокуратуру или заявление в суд, с обозначением требований о том, чтобы бездействие администрации сельского поселения в указанной сфере было признано незаконным.

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. В силу с 09.01.2017) к структуре вопросов местного формата поселения относит деятельность в дорожной сфере, затрагивающую автодороги местного значения в пределах поселений, а также выполнение ряда других полномочий, связанных с эксплуатацией автодорог и проведением дорожной деятельности, основываясь на законодательстве РФ. С учетом Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) к полномочиям, закрепленным за органами местного самоуправления в сфере эксплуатации автодорог и выполнения дорожной деятельности, можно отнести, проведение контроля за сохранностью автодорог местного значения; принятие иных мер в дорожной сфере, затрагивающей автодороги местного формата.

Если вы примите решение обратиться в прокуратуру, то вам в этом случае нужно ставить акцент на том, что при указанном невыполнении закрепленных обязанностей по надлежащему содержании дорог для поддержания их нормального состояния, возникла действительная угроза для граждан их жизни, их здоровью, а также имущественным интересам.

Состояние, в котором должны пребывать все дороги, предполагает строгое соответствие: ГОСТу Р (50597-93) Автодороги и улицы. Требования к состоянию эксплуатации, с условиями, допустимыми для обеспечения уровня безопасности движения транспорта на дороге; ГОСТу Р (52766-2007) Автодороги общего использования. Элементы в обустройстве. Требования общего значения; ГОСТу Р (52398-2005) Классификация автодорог. Список основных параметров и требований; СНиПу (2.07.01-89) О градостроительстве. Проведение планировки и застройки поселений сельского и городского значения; СНиПу (2.05.02-85) Автодороги. ВСН (24-88) Технические правила по ремонту и содержанию автодорог.

Содержание дорог в границах поселения — это обязанность администрации соответствующего поселения. Всю полноту ответственности несёт глава поселения. В штате администрации должны работать ответственные за данный участок работы муниципальные служащие.

Если администрация ненадлежащим образом выполняет эти обязанности, то эффективно поступить следующим образом:

1) Обратиться адрес администрации поселения с соответствующим письменным заявлением (лучше, если это будет обращение коллективное).

2) Обратиться в вышестоящие администрации в письменной виде (глава муниципального района, администрация области).

3) Обратиться в представительные органы поселения, района, и области.

4) Обратиться в прокуратуру района. Именно прокуратура проведет проверку, при необходимости внесет представление об устранении недостатков и выйдет в суд с иском о признании незаконным бездействия администрации.

По возможности надо попасть на прием к главе поселения, депутатам, главе района.

Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 03.11.2015) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

«»Статья 2. Право граждан на обращение

«»1. Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

2. Граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

3. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 19.12.2016) «О прокуратуре Российской Федерации»

«»Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений

«»1. В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.

«»2. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в «порядке» и «сроки», которые установлены федеральным законодательством.

3. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом.

4. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.

«»5. Запрещается пересылка жалобы в орган или должностному лицу, решения либо действия которых обжалуются.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. В силу с 09.01.2017)

«»Статья 14. Вопросы местного значения городского, сельского поселения

«»1. К вопросам местного значения городского поселения относятся:

5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ (ред. от 07.02.2017) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Статья 13. Полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности

1. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:

1) осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;

1.1) установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 15.02.2016 N 26-ФЗ)

2) разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;

3) принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования;

3.1) принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования;

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 21.04.2011 N 69-ФЗ)

3.2) установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

3.3) установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

4) определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;

5) утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;

6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;

7) определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам местного значения;

8) установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения;

9) использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

10) информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения;

11) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;

12) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

2. Полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.

Заставить кого-либо что-либо сделать может только суд. Поэтому нужно либо самостоятельно обращаться в суд с иском в порядке ст.218 КАСС РФ к администрации района (муниципальному образованию) либо обратиться с жалобой в прокуратуру, чтобы от имени неопределенного круга лиц с таким иском обратился прокурор. В этом случае вам лучше заручиться подписями других жителей. Чем больше подписей будет в жалобе прокурору, тем лучше.

Обращайтесь с жалобой в прокуратуру согласно ст. 10 Закона РФ от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»: «В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов».

Она обяжет местную администрацию привести дорогу в надлежащее состояние.

Отсутствие дороги на улице

Проживаем в сельской местности, по улице проходит грунтовая дорога без покрытия. Каждую весну и осень она становится непригодной для проезда, что создает угрозу жизни и здоровью жителей улицы. Все попытки договориться или заставить власти сделать дорогу (хотя бы отсыпать щебнем) заканчиваются тем, что власти ссылаются на то, что дорога относится к 5-й категории и не подразумевает ремонта и твердого покрытия, а только грейдирование. Как можно добиться ремонта дороги?

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

— приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

— приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

— соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Согласно п. 4 ст. 6 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая:

— принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения;

— участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района;

— ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление указанных полномочий на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта РФ, а также на межселенной территории.

К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая:

— принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения;

— ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий;

— участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Таким образом, обеспечение проведения мероприятий, направленных на безопасность дорожного движения на дорогах местного значения, к которым относятся и грунтовые дороги сельского поселения, возлагается на органы местного самоуправления, в ведении которых находятся данные дороги.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 N 1245-ст, устанавливает сроки проведения мероприятий по устранению дефектов дорожного покрытия, в том числе для дорог 5-й категории.

Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (приняты письмом Росавтодора от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис) содержат основные положения по организации и выполнению работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог, искусственных сооружений и элементов их инженерного обустройства, обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с приказом Минтранспорта России от 16.11.2012 N 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» установлен состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог. Классификация предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного проихзводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Таким образом, для решения вашей проблемы необходимо направить письменный запрос в местную администрацию с требованием приведения дорожного покрытия дороги в надлежащее состояние, обеспечивающее безопасность дорожного движения. Желательно предварительно заказать проведение независимой экспертизы дорожного покрытия.

В случае получения отказа его можно обжаловать в порядке ч. 1 статьи 218 КАС РФ.

Ссылка на основную публикацию