Главная страница » Как починить дисковод

Как починить дисковод

  • автор:

Устраняем неисправность дисковода своими руками

Теория: самостоятельно изучаем принцип работы cd-rom

Устранить неисправность дисковода можно своими руками , в данной статье мы попробуем разобрать принцип работы CD-ROM, а также рассмотрим один из способов возвращения его к жизни на примере модели Samsung SCR-2431.

Итак, перед нами проблема: привод не читает диски. Причины поломки могут иметь механический характер или скрываться в электронике. Все неисправности электроники — дело специалистов, попытка самостоятельно осуществить ремонт компьютера в домашних условиях приведет к необратимым последствиям.

Механическая часть состоит из:

  • шпиндельного двигателя;
  • блока оптической головки;
  • привода, перемещающей оптическую головку;
  • системы загрузки диска.

Функция двигателя — приведение во вращение диска на высокой скорости. Блок оптической головки состоит из:

  • лазерного излучателя;
  • фотоприемника;
  • систему фокусирования;
  • предварительный усилитель.

Фокусирующая система отслеживает в вертикальной плоскости биения диска. Отдельный двигатель отвечает за радиальные перемещения оптической головки; он связан червячной или зубчатой передачей с кареткой, перемещающейся по направляющим.

Состав системы загрузки:

  • лоток;
  • двигатель, приводящий в движение лоток;
  • механизм, устанавливающий диск в рабочую позицию путем приподнимания механики с двигателем, либо опусканием на шпиндельный двигатель диска.

Практика: ремонт компьютера — шпиндельный двигатель и микросхема

Выдвигаем лоток дисковода, снимая блокировку: в маленькое отверстие на передней панели вставляем распрямленную скрепку, осторожно нажимаем. Откручиваем винты, закрепляющие верхнюю крышку, получаем доступ к внутренностям привода. Перед тем, как продолжить ремонт компьютера , запомните, что нельзя делать следующее:

  • не смотрите непосредственно в лазерный объектив — можно серьезно навредить зрению!
  • Не оставляйте диск в разобранном приводе — раскрученный на большой скорости, он может сорваться с вала двигателя и нанести тяжелую травму!

Приступаем к анализу неисправностей.

В подавляющем большинстве приводов выдвигание-задвигание осуществляется при помощи отдельного двигателя. В рассматриваемой здесь модели данную функцию выполняет двигатель, перемещающий каретку оптики. Задвигающийся лоток нажимает на рычаг, толкающий каретку к связанным с двигателем шестеренкам, одновременно из данной зоны выходит лоток. Подставка с диском опускается, и диск прижимается к валу шпиндельного двигателя. Сложная рычажная система создает повышенную нагрузку на последний зуб из находящихся на лотке. Помимо этого, приводящая лоток в движение шестеренка, соприкасается лишь наполовину с линейкой зубьев — результатом является срезание нижней половины последнего зуба. Симптомом данной неисправности является неполная задвижка лотка и невозможность его выдвижения, либо выдвижение, сопровождающееся скрежещущими звуками.

Решением проблемы является восстановление стертого зубца. Капните на него небольшое количество расплавленной пластмассы. После того, как она застынет, придайте ей форму зубца, используя надфиль. Можно также попробовать поднять приводящую лоток в движение шестерню на высоту, соответствующую верхней половинке зубца. Рекомендуем также произвести смазку механизма и проверить целостность резинового пассика, приводящего в движение лоток, имеющегося в некоторых моделях — причины неисправности могут скрываться именно здесь.

В том случае, когда с загрузкой все в норме, но привод все же не функционирует, необходимо проверить систему, перемещающую оптическую головку и шпиндельный двигатель. Подключите к компьютеру вскрытый дисковод и убедитесь, что происходит кратковременный запуск двигателя, а каретка и лазер перемещаются при закрытии. Вы заметите красное свечение лазера (оно просматривается под определенным углом).

Отсутствие вращения электродвигателя, а также неподвижность каретки говорит о неисправности управляющей микросхемы или самого двигателя. Проверим работоспособность двигателя: отсоединив его от печатной платы, подайте напряжение +5 В, подсоединив его к внешнему источнику. Если проблема в нем, то придется произвести его замену на аналог, если же в микросхеме, то вам поможет только специалист. Неподвижность каретки может быть вызвана износом элементов червячной (зубчатой) передачи. Решение проблемы — в замене детали.

Ремонт на дому: смазка и подтяжка

Отремонтировать привод на дому проще, если диски не читаются, но лазер светится, двигатель и каретка исправно работают. Проблема может корениться в:

  • перекосе шпиндельного двигателя;
  • загрязнении места посадки для оптической системы и диска.

Протрите линзу лазера мягкой кистью, смажьте густой смазкой оси перемещающие каретку шестеренок и направляющие. Проверьте и при необходимости подтяните крепление двигателя. Обрезиненное кольцо, расположенное на посадочном месте, протрите спиртом. Собираем привод и проверяем его работоспособность. В подавляющем большинстве случаев неисправность устраняется, если же функциональность вернуть не удалось, то вам нужен мастер.

Центр Компьютерной Поддержки всегда готов оказать помощь в восстановлении работы привода, а также вернуть потерянную функциональность системе. Звоните — мы быстро решим любую проблему!

Как починить дисковод ноутбука?

Дисковод – достаточно сложный механизм, но и его можно починить самостоятельно. Достаточно немного понимать принципы работы CD или DVD-ROM. Естественно, что ремонт ноутбуков лучше всего доверять профессионалам, но если вы уверены в своих силах, то можете пробовать всё сделать своими руками. Если диск не читается, то может быть много различных причин: от проблем с механикой до сбоя программного обеспечения.

Чтобы добраться до дисковода в любом ноутбуке, сначала нужно разобрать устройство. Для этого снимается задняя крышка, и откручиваются винты в определённой очерёдности. Как правильно это делать, лучше посмотреть в Интернете, где есть видео практически для любой модели ноутбука с подробной инструкцией разборки. Следует отметить, что если устройство – ещё на гарантии, то разбирать самостоятельно не рекомендуется. Достаточно обратиться с поломкой в магазин или к производителю.

Достаточно часто в ноутбуках ломается устройство для выдвигания привода. Если рассмотреть более внимательно, то эту функцию осуществляет отдельный мини-двигатель, который связан с самим дисководом шестерёнками. Зубцы часто стираются, потому нужно просто восстановить их. Для этого сверху капают небольшим количеством расправленной пластмассы, а потом подтирают надфилем для придания формы.

Если неисправно именно устройство считывания диска, то нужно проверить, работает ли лазер, а также нет ли загрязнений на месте посадки. Чаще всего проблемы начинаются именно из-за грязи, а потому нужно сначала аккуратно протереть все элементы системы.

Устройство привода – очень сложное и высокоточное, поэтому отремонтировать его может не получиться. Но стоимость этого механизма – не такая и большая, потому лучше приобрести новую деталь и заменить её. Сделать это достаточно просто, достаточно посмотреть инструкции в Сети.

Ремонт дисковода . Типичные неисправности.

Ремонт дисковода . Профилактика и лечение.

Главными причинами возникновения неисправностей приводов являются механические поломки. Они составляют около 75-80% от общего числа неисправностей и ремонта, с ним связанного. Причем чаще всего причинами выхода из строя DVD-приводов (любых, не только компьютерных) являются загрязнение подвижных частей механизма транспортировки диска и пыль, скопившаяся на оптике. Ремонт дисковода практически гарантийно будет адекватен стоимости нового, так что внимательно читаем и взвешиваем, стоит ли шкура выделки.

Диск остался в дисководе? Аварийные отверстия под тонкое жало отвёртки откроют лоток принудительно.

Ремонт дисковода – задача не тривиальная.

Наличие пыли и грязи на подвижных частях механизма, особенно на краях подвижных салазок каретки, делает невозможным запирание механизма привода , удерживающего диск, в результате чего устройство не фиксирует диск и постоянно его выбрасывает. Если, напротив, привод выбрасывает лоток и тут же забирает его обратно, то, скорее всего, причиной дефекта является выход из строя датчика положения лотка. То, что лоток выброшен, привод определяет с помощью контактного датчика, который и следует найти, попытаться поправить его положение, починить или заменить. Ремонт дисковода как таковой здесь не обязателен, время от времени просто посматривайте за тем, чтобы грязь не скапливалась в местах движения салазок.

Для того чтобы очистить дисковод привода от пыли, можно для начала ограничиться его частичной разборкой (выдвинуть лоток и снять лицевую панель), а затем продуть внутренности дисковода пылесосом, настроенным на выдув воздушного потока. Это ещё не про ремонт дисковода .

Оптическая система привода часто отказывает из-за пыли, скопившейся на фокусной линзе или на призме. Если продувка устройства не помогает, можно попробовать стереть с линзы пыль мягкой фланелью или кисточкой\палочкой, как на рисунке.

Помните, что ни в коем случае нельзя использовать для протирки спирт или растворители!

Фокусные линзы большинства современных оптических приводов выполнены из органической пластмассы, и растворитель необратимо повредит их поверхность. Сильно загрязненную линзу лучше всего протереть кусочком жесткой бумаги (на худой конец ватной палочкой, стараясь не оставлять ворсинок). Эта операция проводится крайне осторожно, так как можно повредить подвеску самого лазера. Ремонт дисковода в этом случае получиться дорогостоящим, практически в размере стоимости самого привода.

Сложнее обстоит дело с призмой, которая стоит за линзой, — добраться до нее крайне трудно. Причем головка, как правило, неразборная, но даже если она и разбирается, то при этом можно сбить ее настройки. Поэтому у большинства приводов загрязнение линзы означает ее полную непригодность. Иногда оптическая система выходит из строя даже из-за обычного волоска, попавшего на призму, — в этом случае опять же можно попробовать продуть систему мощным потоком воздуха. В противном случае ремонт дисковода (его стоимость) будет неоправданно высоким.

Кстати, не рекомендуется использовать для чистки оптики специальные диски, якобы специально предназначенные для этого. Большинство из них не только не почистят ваш привод, но могут даже серьезно повредить его. Ведь современные оптические приводы раскручивают диск до очень большой скорости и при этом имеют очень нежную считывающую головку, поэтому если вам дорог ваш аппарат, то не чистите его с помощью подобных приспособлений. Это будет уже не ремонт дисковода , а почти преднамеренное выведение привода из строя.

Однако большинство приводов, работающих в нормальных условиях, не доживают до той стадии, когда отказы может вызвать повышенная запыленность. Чаще всего пластмасса линзы просто мутнеет от времени и/или от перегрева привода в системном блоке. Ремонт дисковода заключается в дорогостоящей заменой считывающей лазерной головки. Впрочем, на подобную неисправность приходится не более 10% случаев. Здесь можно, конечно, посоветовать увеличить интенсивность свечения лазера. Для этого регулируют установленный на каретке с лазером переменный резистор. Поворачивают движок этого переменного резистора по часовой стрелке на 20-30°, после чего проверяют факт вращения приводного двигателя при установке диска. Если диск не стал вращаться, то поворачивают движок переменного резистора еще на 20-30°, и так продолжают до тех пор, пока двигатель не запустится (он должен запуститься и какое-то время — примерно 10-20 секунд — вращаться с постоянной скоростью).

Необходимость вращения переменного резистора, регулирующего интенсивность свечения лазера, вызвана тем, что со временем мощность светового потока лазера уменьшается (старение элементов, помутнение линзы и т.д.), однако после такой корректировки оптическая система обычно все равно служит недолго. Такой якобы ремонт дисковода уже не практикуется.

Другие неисправности оптико-электронной системы считывания информации устранить самостоятельно вам вряд ли удастся. Несмотря на небольшие размеры, оптическая система DVD привода представляет собой очень сложное и точное оптическое устройство, включающее сервосистемы управления вращением диска, позиционирования лазерного считывающего устройства, автофокусировки, радиального слежения, а также системы считывания и управления лазерным диодом. Ремонт дисковода в этом случае того не стоит.

Характерными признаками неисправности являются либо отсутствие вращения диска, либо, наоборот, постоянный его разгон до максимальной скорости вращения. При попытке изъять диск из неисправного дисковода с помощью органов управления каретка открывается с вращающимся на ней диском.

Пока не начался ремонт дисковода …

В работе исправной системы должны четко прослеживаться следующие фазы:

• старт и плавный разгон диска;

• установившийся режим вращения;

• интервал торможения до полной остановки;

• съем диска лотком каретки со шпинделя двигателя и вынос его наружу из дисковода.

Можно проверить правильность работы оптической системы привода, открыв корпус устройства и понаблюдав за его работой. Убедиться в том, раскручивается ли диск после установки, можно при подключении к приводу только шнура питания (информационный кабель при этом не подключается). Если диск не вращается после установки, то проверяют, светится ли лазер при установке каретки в рабочее положение, но уже без диска. Иногда свечения лазера при дневном свете не видно, поэтому требуется затемнить помещение. Наблюдение за линзой лазера следует проводить с разных ракурсов.

В современных оптических устройствах контроль наличия диска осуществляется самим лазером. Если фотодатчик, установленный в лазерной каретке, получает отраженный сигнал от диска, то электронная схема воспринимает этот сигнал как «наличие диска» и только после этого формирует команду включения маршевого двигателя вращения. Следовательно, если интенсивность свечения лазера недостаточна, то диск раскручиваться не будет и ремонт дисковода станет неизбежным.

Сервосистема позиционирования головки считывания информации обеспечивает плавное подведение головки к заданной дорожке записи с ошибкой, не превышающей половины ширины дорожки в режимах поиска требуемого фрагмента информации и нормального воспроизведения. Перемещение головки считывания, а вместе с ней и лазерного луча по полю диска осуществляется двигателем головки. Работа двигателя контролируется сигналами прямого и обратного перемещения, поступающими с процессора управления, а также сигналами, вырабатываемыми процессором радиальных ошибок. Характерными признаками неисправности являются как беспорядочное движение головки по направляющим, так и ее неподвижность.

Ремонт дисковода . До неисправности…

Визуально можно проконтролировать и правильность работы системы фокусировки. В момент старта диска процессор управления вырабатывает сигналы корректировки, которые обеспечивают многократное (две-три попытки) вертикальное перемещение фокусной линзы, необходимое для точной фокусировки луча на дорожку диска. При обнаружении фокуса вырабатывается сигнал, разрешающий считывание информации. Если после двух-трех попыток этот сигнал не появляется, то процессор управления выключает все системы и диск останавливается. Таким образом, о работоспособности системы фокусировки можно судить как по характерным движениям фокусной линзы в момент старта диска, так и по сигналу запуска режима ускорения диска при успешной фокусировке луча лазера. Другие параметры правильной работы оптической системы визуально не определяются.

Оптические приводы имеют также множество механических узлов, которые требуют смазки трущихся частей. Отсутствие смазки приводит к тому, что привод с трудом выталкивает каретку с диском, а замок каретки может вообще заклинить, и тогда использование дисковода вообще станет невозможным. Смазку нужно наносить аккуратно, предварительно полностью разобрав устройство (места, где она требуется, как правило, хорошо видны). Перед смазыванием нелишне будет очистить места смазки от пыли и грязи. Дело в том, что если упустить момент, когда требуется нанести смазку, то затруднение скольжения приведет к механическим поломкам деталей транспортного механизма или нарушению его регулировок, что, в свою очередь, повлечет за собой либо остановку механизма каретки в промежуточном положении, либо проскальзывание диска во время вращения.

Подобная ситуация может возникнуть и из-за засаливания фрикционных поверхностей держателя диска вследствие частого использования грязных DVD-дисков, что приводит в конце концов к ненадежной работе привода, вплоть до полной его остановки.

Загрязнение посадочного места привода диска и слабый прижим диска к посадочному месту можно устранить, почистив посадочное место диска любым тканым материалом, смоченным в спирте.

Проверить, достаточна ли сила прижима диска к посадочному месту, можно при попытке воспроизвести обычный диск. Если ошибок и сбоев при воспроизведении диска нет, а диск с компьютерными данными все-таки читается неустойчиво, можно принять дополнительные меры — подогнуть пружины или увеличить груз для усиления прижима диска сверху.

Из других механических поломок можно назвать заклинивание диска на транспортной каретке (в этом случае диск вообще не раскручивается). Иногда это происходит оттого, что посадочное место диска самопроизвольно опускается по валу двигателя и диск касается элементов транспортной каретки. Для устранения этого дефекта посадочное место передвигают по валу вверх и «методом тыка» подбирают его высоту так, чтобы диск вращался без касания конструктивных элементов, а также чтобы привод обеспечивал устойчивое чтение всех дисков. После этого положение посадочного места диска аккуратно фиксируют на валу.

Впрочем, перечисленные механические неисправности касаются в основном простых механизмов относительно дешевых приводов. Дорогие модели, как правило, имеют сложные механизмы, для которых главным видом механических неисправностей является неустранимая поломка деталей механизма. Чаще всего это происходит из-за того, что пользователь, вместо того чтобы пользоваться кнопками управления, заталкивает каретку с диском внутрь дисковода рукой. Последствия таких действий могут оказаться самыми неприятными. Если загрязненный и запущенный механизм достаточно почистить, протереть и смазать, чтобы он вновь исправно выполнял свои функции, то спешка и приложение чрезмерных усилий к лотку диска могут вызвать поломки, которые вызовут дорогой и длительный ремонт дисковода .

И наконец, возможны неисправности электронных компонентов. Впрочем, их доля вряд ли превышает и малой толики от всех поломок. К сожалению, современные оптические приводы являются весьма сложными электронными системами, а неисправная микросхема по внешнему виду ничем не отличается от исправной. Соответственно, ремонт дисковода в домашних условиях без подготовки невозможен.

Сейчас приводы могут стоить дешевле какой-нибудь сетевой карты или видеоплаты, но это не значит, что они так же просто устроены. Оптический привод имеет довольно сложную конструкцию и, кроме механической части, содержит как минимум два микроконтроллера, сигнальный процессор (DSP), источник вторичного напряжения, схемы для управления механикой и т.д. Причем большинство микросхем, применяемых в современных приводах, являются специализированными, а следовательно, ремонт дисковода в его электронной части едва ли целесообразен.

Отметим, что в оптическом приводе довольно сложно бывает даже с достаточной степенью надежности диагностировать поломку электроники. Ведь в зависимости от выбранной производителем для конкретной модели стратегии коррекции ошибок и соответственно от сложности процессора и устройства в целом, на практике тот или иной привод может работать с различными дисками по-разному. Этим, кстати, объясняется часто встречающаяся ситуация, когда ваш диск спокойно читается на машине коллеги, а ваш собственный ПК его даже не видит. В дешевых моделях система коррекции может исправлять только одну-две мелкие ошибки в кадре информации, а сложная дорогостоящая система может восстанавливать даже серьезные и протяженные разрушения информации, причем делает она это в несколько этапов по сложному алгоритму. Так что ремонт дисковода в этом случае не получится из-за отсутствия неисправности как таковой.

Каждый изготовитель использует собственный набор микросхем либо комплектует его изделиями от разных изготовителей, а описания, естественно, не прилагает. В связи с тем что для каждого конкретного устройства необходимо разыскивать спецификации практически к каждой микросхеме отдельно, зачастую даже специалисты сервисных центров не всегда могут восстановить работоспособность вашего устройства. Хотя бы потому, что ремонт дисковода не будет экономически оправдан.

Короче говоря, если после чистки, проверки всех проводов и соединений, а также системных настроек ваш DVD-привод не заработал, а гарантия на него уже прошла, в итоге вы можете столкнуться с ситуацией, когда просто придётся выбросить старый и купить новый.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *